Стоп, машина

Встречное столкновение, как правило, наиболее опасно. Но при правильной организации дорожного движения оно не произойдет
Встречное столкновение, как правило, наиболее опасно. Но при правильной организации дорожного движения оно не произойдет / ООО "Лаборатория Алфавит"

Количество ДТП на российских дорогах, а главное - погибших в этих происшествиях людей по итогам прошлого года снова снизилось. И это при том, что многие факторы, влияющие на рост аварийности, за минувший год вылились в довольно серьезную проблему. Среди них и заметно возросшая стоимость запчастей, и старение автопарка, и популярность так называемых средств индивидуальной мобильности - электросамокатов, гироскутеров, моноколес, которые создают дополнительные риски на дорогах. Впрочем, вступившие в силу с 1 марта 2023 года правила движения для СИМ дают основание надеяться, что происшествий с участием этого вида транспорта станет меньше.

Тенденция на снижение основных показателей аварийности держится уже десятый год подряд. По данным официальной статистики аварийности, в прошлом году число ДТП сократилось на 5 процентов - до 126 705 случаев. Погибших в них людей - на 4,7 процента. Всего зафиксировано 14 172 смертельных случая. Число пострадавших сократилось на 4,9 процента - до 159 635 человек.

В числе позитивных перемен по итогам прошлого года следует отметить очередное снижение автоаварий с участием водителей с признаками опьянения - динамика сохраняется на протяжении нескольких лет. В 2022 году было зафиксировано 14 428 таких ДТП, что на 8,2 процента меньше, чем годом ранее. В этих происшествиях погибли 3560 человек и ранены 18 803, что на 7,9 и 9,6 процента соответственно меньше, чем в 2021 году.

Снизилось и количество ДТП с отказавшимися от медицинского освидетельствования - на 8,1 процента. Общее число таких происшествий составило 2713 ДТП. В них погибло на 32 процента меньше людей, чем годом ранее. А именно 117 человек. Ранения получили 3710 человек, что на 9,9 процента меньше, чем в 2021 году.

По итогам прошлого года следует отметить очередное снижение автоаварий с участием водителей с признаками опьянения. Такая динамика сохраняется на протяжении нескольких лет

Известно, что автоаварии с нетрезвыми водителями отличаются самой высокой тяжестью последствий. Но их количество сокращается уже не первый год. Сказываются и усиление ответственности за вождение в нетрезвом виде, и совершенствование порядка и методов медицинского освидетельствования, но главное - это активная пропагандистская и просветительская работа Госавтоинспекции, которая ведется в тесном взаимодействии с обществом. За показатель этой работы можно принять данные Госавтоинспекции, согласно которым почти три четверти сообщений о случаях нахождения нетрезвого человека за рулем поступают от граждан. Такая степень вовлеченности граждан определенно говорит о том, что в обществе сформировалось нетерпимое отношение к нетрезвому вождению. А значит, есть основания полагать, что проблему, которая во всем мире признается самой трудноискоренимой, нам одолеть под силу.

Дорожно-транспортные происшествия с автобусами всегда отличаются большим числом пострадавших. Оно и понятно - пассажиров в автобусе не один и не два.

Поэтому, несмотря на то что в прошлом году количество происшествий с этим транспортом снизилось на 2,2 процента, в таких ДТП погибли 602 человека.

Пожалуй, самым крупным ДТП с автобусом в прошлом году стало происшествие 21 августа на автотрассе М5 "Урал" в Николаевском районе Ульяновской области. Большегрузный автомобиль совершил наезд на микроавтобус, ожидавший своей очереди в реверсивном движении на ремонтируемом участке дороги. В результате микроавтобус оказался зажат между двумя грузовыми автомобилями. Жертвами трагедии стали 16 человек - 15 погибших в микроавтобусе и один в грузовой машине.

Продолжает оставаться актуальной проблема ДТП с детьми-водителями. И здесь, как правило, недосмотр, а то и попустительство со стороны их родителей

Еще одно крупное ДТП произошло в Скопинском районе Рязанской области 2 января. Рейсовый автобус, двигаясь со стороны Москвы в сторону Астрахани, наехал на опору железнодорожного моста. В результате погибли пять человек, в том числе водитель, и еще 22 человека получили ранения. Всего же в автобусе находились 49 пассажиров.

Теперь посмотрим, как за прошлый год изменилась картина аварийности по регионам. В большинстве регионов она снижается. При этом в 10 регионах в прошлом году выросли все три показателя: количество ДТП, число погибших и пострадавших в них людей. Таковы итоги минувшего года в республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Мордовия, а также в Ямало-Ненецком автономном округе, республиках Алтай, Саха (Якутия), Амурской области, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе.

Число происшествий с детьми до 16 лет у нас осталось неизменным - 15 854 ДТП. Однако незначительно снизилось количество погибших в них детей - на 1,3 процента. Всего погибло 547 детей.

Продолжает оставаться актуальной проблема ДТП с детьми-водителями. И здесь первопричиной чаще оказывается недосмотр, а то и попустительство со стороны родителей. Случаи, когда дети берут машину или мотоцикл, чтобы покататься без ведома взрослых, - единичны. Как правило, родители сами приобретают им дорогостоящие и опасные игрушки. В результате за прошедший год на российских дорогах было зафиксировано 933 ДТП с участием детей-водителей мототранспорта. В таких ДТП погибли 33 ребенка.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма продолжается. Напомним, что это одно из основных направлений федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги". Ежегодно Госавтоинспекция проводит более 30 тысяч профилактических мероприятий: плановые рейды, тематические акции, занятия с детьми, родителями и педагогами. Совместно с органами образования, здравоохранения и общественными организациями проводятся масштабные социальные кампании и акции. Используется весь мировой положительный опыт, все инструменты с доказанной эффективностью. Но все это не заменяет и тем более не отменяет необходимости родительского контроля и осознанной ответственности за жизнь и здоровье своих детей.

Еще одна тема, которую стоит рассмотреть, подводя итоги 2022 года, это наиболее частые виды ДТП. В первую очередь к таковым относятся столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В прошлом году зафиксировано 55 937 столкновений. Это на 6,2 процента меньше, чем годом ранее. В них погибли 6226 человек, что на 5,7 процента меньше.

Наездов на пешеходов зафиксировано 34 604, что на 3 процента меньше, чем годом ранее. В этих ДТП погибли 3529 человек, что на 6,3 процента меньше. При этом на пешеходных переходах зафиксировано 14 537 наездов. Это на 5,1 процента меньше, чем годом ранее. В них погибло 690 человек, что на 12,2 процента меньше. Такого снижения удалось добиться благодаря мероприятиям, проводимым в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги". Устанавливается освещение на переходах, дорожные знаки, разметка. Оптимизируется скорость транспорта на подъездах к нерегулируемым пешеходным переходам. Но главное - ведется огромная просветительская и пропагандистская работа со всеми категориями участников дорожного движения. Это важнейшая часть проекта. Хотя бы потому, что основной причиной абсолютного большинства ДТП был и остается пресловутый "человеческий фактор".

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".