02.05.2023 19:48
    Поделиться

    Как преподавать в вузе "Основы российской государственности"

    В конце января сего года президент России В.В. Путин поручил разработать и включить в образовательные программы высшего образования курс (модуль) "Основы российской государственности". Курс должен быть готов к 1 августа. Ответственным за исполнение данного поручения является министр науки и высшего образования В.Н. Фальков. Выступая 19 апреля на расширенном заседании Совета Российского союза ректоров, он подробно рассказал об основных направлениях модернизации высшего образования.

    В день открытия в Москве Всероссийского съезда учителей обществознания в "Российской газете" была опубликована большая статья Николая Кропачева, ректора Санкт-Петербургского государственного университета, члена-корреспондента РАН, посвященная преподаванию обществознания в общеобразовательных учреждениях. Она подробно представила суть тех изменений, которые требуется внести и в содержание школьного курса "Обществознание", и в то, как он должен преподаваться. Автор подробно говорит, в частности, о том, что при создании нового учебника по этому предмету необходимо руководствоваться текстом Указа президента России N 809 от 9 ноября прошлого года, о котором подробно будет сказано ниже.

    Нет сомнения, что и для поручения президента, и для действий ответственных лиц имелись серьезные причины. Главная из них, как представляется, состоит в том, что, несмотря на различные мероприятия воспитательного характера, как содержательные, так и организационные, в идеологическом образовании и патриотическом воспитании населения России (особенно молодежи) образовалась большая брешь. Многие события свидетельствуют о том, что образовавшуюся идеологическую брешь невозможно заполнить, не имея соответствующих инструментов и механизмов влияния на умы людей, и особенно молодых людей. Таким инструментом, судя по всему, должен стать Указ президента N 809 от 9 ноября 2022 года "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

    * * *

    Проблема острого дефицита идейного воспитания молодежи и населения в целом возникла у нас, разумеется, не в последние годы, а намного раньше. А именно сразу же после свершения либерально-демократической революции в начале 1990-х годов и фактического запрета государственной идеологии, официально закрепленного статьей 13 Конституции 1993 года, что является серьезной ошибкой с далекоидущими последствиями. Прежде всего потому, что идеологическое образование и воспитание является мощным инструментом формирования мировоззрения - одной из важнейших скреп любого государства.

    Так исторически случилось, что радикальная, либеральная по сути реформа гуманитарного образования и воспитания в России школьной и студенческой молодежи, начавшаяся сразу же после победы в России либерально-демократической революции, осуществлялась не на основе национальных духовно-нравственных ценностей, как в идеале должно было бы быть, а на базе заимствованных западных ценностей в прямом соответствии с характером произошедшей революции. В ситуации начала 90-х годов иное и не могло произойти. Не только потому, что организаторы этой революции были глубоко убежденными прозападниками, но и потому, что собственной, основательно продуманной и сформулированной, национально ориентированной идеологии ни у одной отечественной политической силы в то время не было. Более того, либералы считали, что другой идеологии, кроме западной либеральной, и быть не может, и быть не должно. Что же касается предыдущей идеологической основы советской системы обучения и воспитания - марксизма-ленинизма, утратившего свою актуальность, то она была реформаторами решительно отправлена на свалку истории, как и связанная с этой идеологией цель построения коммунистического общества в СССР.

    Об идейной основе гуманитарного вузовского образования

    Особую роль в решении проблемы идейного патриотического воспитания российской молодежи призван сыграть мировоззренческий вузовский курс "Основы российской государственности", на создание которого нашим государством брошены большие силы и средства.

    Принятию решения о создании упомянутого курса предшествовала значительная работа. Начало ей было положено на Всероссийской научной конференции под названием "Научно-просветительская конференция по проблемам мировоззрения и общественных наук "ДНК России", состоявшейся в Сочи 26-30 октября прошлого года. Инициированная администрацией президента России, эта конференция имела целью осмыслить и сформулировать базовые разделы нового вузовского курса. Было решено, что курс будет состоять из пяти блоков: человек, семья, общество, государство, страна - "пентабазис". Каждому элементу этого базиса идеологи-архитекторы нового курса подобрали ценностные сигналы: "патриотизм" - для уровня страны; "доверие к общественным институтам" - для уровня государства; "согласие" - для уровня общества; "традиции" - для уровня семьи; "созидание" - для уровня человека.

    Нормативная база для принятия решения о включении в вузовскую учебную программу нового мировоззренческого курса, как считают идеологи-архитекторы курса А.Д. Харичев, начальник Управления президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета, и А.В. Полосин, доктор политических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, была подготовлена ранее. В частности, в 2020 году были приняты поправки к Конституции РФ, был подписан указ президента России о национальных целях развития России до 2030 года. В 2021 году была утверждена Стратегия национальной безопасности, определившая стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, в целях реализации проекта "ДНК России" были инициированы грантовые исследования десятков научных коллективов.

    В Сочи на научно-просветительской конференции приняли участие более 200 обществоведов из 86 вузов со всей страны. Регулярные круглые столы, исследовательские семинары и креативные сессии, научный клуб "Гуманитарный реактор" также должны дополнять и корректировать действия организаторов проекта "ДНК России".

    На заседании межведомственной рабочей группы по разработке учебно-методического комплекса "Основы российской государственности", проведенном 10 апреля с. г. под руководством В.Н. Фалькова, было отмечено, что в разработке и обсуждении курса приняли участие 3 тысячи преподавателей из 562 университетов России, было проведено семь окружных и три отраслевые конференции. Проведенные исследования показали, что для российской цивилизации были и остаются актуальными такие значения, как "созидание" - для человека, "любовь" - для семьи, "единство" - для общества, "порядок" - для государства и "миссия" - для страны.

    В процессе исследований были определены и "ценностные составляющие" российской цивилизации, сформировавшиеся в процессе ее исторического развития. Это: общинность, чувство долга и сверхцели, экзистенциальная устойчивость и приоритет нематериального над меркантильным. Выявленные ценности было решено положить в основу нового мировоззренческого вузовского курса "Основы российской государственности".

    Обращая особое внимание на такие качества, как созидание, служение, солидарность, стабильность, суверенитет, идеологи-архитекторы нового вузовского курса отдельно акцентируют важность такого ориентира, как справедливость, объединяющего такие смыслы, как правда, честность, достоинство.

    Курс "Основы российской государственности" должен длиться не менее года, быть объемом 144 часа и заканчиваться экзаменом

    В отличие от перечисленных качеств идеологи нового курса предлагают положить в его основу так называемый "пентабазис", состоящий из пяти частей-смыслов: человек, семья, общество, государство, страна. Исходя из этого, авторы проекта нового курса предлагают включить в него следующие разделы:

    1 - Что такое Россия - 8 часов (4 часа - лекции, 4 - семинары);

    2 - Российское государство-цивилизация - 8 часов (4+4);

    3 - Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации - 14 часов (4+10);

    4 - Политическое устройство России - 10 часов (4+8);

    5 - Вызовы будущего и развитие страны - 12 часов (4+8).

    Общая трудоемкость - 52 часа (20+32).

    Отдавая должное масштабным усилиям, направленным на создание нового учебного курса, о которых говорилось выше, мы хотели бы все же обратить внимание на следующее. Прежде всего на такие вопросы:

    - Можно ли за 4 месяца учебы на 1-м курсе вуза посредством курса "Основы российской государственности" решить задачу формирования мировоззрения молодого человека, постоянно находящегося под влиянием мощных социальных сетей и других инструментов влияния различного идеологического содержания и направленности?

    - В какой мере те ценности и ориентиры, которые были выявлены в процессе многочисленных грантовых исследований, соответствуют тем традиционным российским духовно-нравственным ценностям, которые перечисляются в Указе президента России N 809 от 9 ноября 2022 года?

    - Какие ценности и ориентиры должны быть положены в основу вузовского гуманитарного курса: фактически либеральные, названные в "пентабазисе", или же ценности, перечисленные в Указе N 809?

    - Каким должен быть вузовский курс "Основы российской государственности" по содержанию и продолжительности, если иметь в виду основное требование, предъявляемое к нему и планируемое его идеологами-архитекторами, а именно то, что это должен быть мировоззренческий курс?

    - Должен ли мировоззренческий курс быть единым курсом, состоящим из различных частей - исторической, философской, правовой, экономической, социологической, или эти части должны войти в различные соответствующие курсы, ныне преподаваемые в вузах, разложенные по этим курсам специальной междисциплинарной комиссией, состоящей из наиболее авторитетных отечественных ученых и педагогов?

    - В какой мере новый курс должен коррелировать с национальной идеей - СОЗИДАНИЕ НОВОЙ РОССИИ, о которой есть смысл поговорить отдельно и специально?

    Чтобы понять, каким должен быть учебный курс, призванный сформировать такое мировоззрение молодого человека, которое было бы не только глубоко патриотичным по своей сути, но и адекватно, т.е. соответствовало интересам российского общества и государства и реагировало на процессы, происходящие в стране и в мире, следует понять не только, каким должно быть его содержание, но и как его преподавать. Какой должна быть его логика, структура, методика. В условиях, когда потеряно несколько десятилетий из-за идеологического вакуума, наступившего в начале 90-х годов прошлого века, выполнить эту задачу будет крайне сложно.

    Во всяком случае, то, что предлагают идеологи нового курса, для реализации этой цели будет явно недостаточно. Для этого нужен принципиально другой курс.

    Каким должен быть вузовский курс "Основы российской государственности"?

    Нам представляется, что при реализации данного курса необходимо руководствоваться такими базовыми факторами, как глобальная миссия России, сформулированная в пункте 5 новой Концепции внешней политики России, утвержденной президентом 31 марта с. г.; исторический опыт нации; уровень развития общества и государства; отношения с внешним миром.

    Идеологическое образование и воспитание является мощным инструментом формирования мировоззрения

    Учитывая комплексный характер нового курса и его мировоззренческую направленность, предлагается следующая структура:

    • Предисловие.
    • ЧАСТЬ I. Начало, зарождение и формирование основ государственности.
    • Глава I. Российская цивилизация: особенности и их трансформация в процессе исторического развития. (Генотип российского человека; система основных ценностей; миссия(и) России, объективный характер ее (их) природы и защиты.)
    • Глава II. Основные этапы формирования российской государственности, их краткая характеристика, отличительные черты. (Древняя Русь; переход от язычества к православию; Русь в период удельно-княжеской раздробленности; образование Московского царства (переход к централизованному государственному устройству); образование Российской империи как неклассической империи, ее характерные черты и особенности; Российская империя в эпоху трансформаций - ХVIII - начало ХХ вв.; СССР - проект, опередивший время; современная Россия.)
    • ЧАСТЬ II . Основы государственности.
    • Глава III. Правовые основы российской государственности (генезис власти, ее особенности, взаимодействие власти и общества, зарождение, развитие и состояние гражданского общества, его особенности в России, светская власть и церковь).
    • Глава IV. Экономические основы российской государственности (особенности географии, климата, ресурсной базы, влияние миссии, внешней среды и других базовых факторов на экономическую политику государства).
    • Глава V. Идеологические основы российской государственности, их трансформация в процессе исторического развития страны.
    • Глава VI. Культурологические основы российской государственности (образование, наука, искусство, театр, спорт).
    • Глава VII. Российская цивилизация в контексте других цивилизаций (взаимовлияние и взаимодействие основных мировых цивилизаций, роль внешних факторов в развитии российской цивилизации).
    • Заключение.

    Основное достоинство предлагаемого проекта состоит в том, что в нем значительно более основательно представлены все главные основы российской государственности, а не только его цивилизационные и политические основы, как это сделано в проекте курса идеологов, воспроизведенном выше.

    По нашему мнению, такой курс должен длиться не менее года, быть объемом 144 часа и заканчиваться экзаменом. Только в этом случае он выполнит те цели и задачи, которые перед ним ставятся.

    * * *

    Если формирование мировоззрения населения, и особенно молодежи, пустить на самотек, то этим сразу же воспользуются всевозможные внутренние и внешние открытые и скрытые противники и враги нашей страны и действующей власти. В результате избыток энергии молодых людей неизбежно выльется в создание всевозможных организаций, неформальных движений, сект и пр. Ситуация конца 80-х годов прошлого века и последующих десятилетий дает нам огромное множество фактов, подтверждающих вышесказанное. В качестве одного из недавних примеров можно привести молодежное движение "ЧВК-Рёдан", выделяющееся своими клетчатыми штанами, черными кофтами с пауком на спине и цифрой 4. Объединяющее, по сообщениям печати, 200 тысяч человек, оно ярко проявило себя массовыми беспорядками и драками в различных городах России в конце февраля с. г.

    Вывод, который напрашивается

    1. Курс "Основы российской государственности" сделать годичным из 144 часов с промежуточным зачетом и заключительным экзаменом.

    2. Во всех обществоведческих и гуманитарных курсах, в том числе школьных, должны быть разделы, основанные на содержании Указа президента России N 809 от 9 ноября 2022 года.

    3. Для полноценного формирования мировоззрения молодых людей необходимо создать и ввести в действие СИСТЕМУ идеологического обучения и воспитания подрастающего поколения и молодежи начиная с детского сада и заканчивая вузом. В основе этой системы также должно лежать содержание вышеназванного указа. Такая система должна охватывать не только всю сферу образования, но СМИ, учреждения культуры и искусства и другие структуры, указанные в п. 10 президентского указа.

    В заключение надо сказать о том, что если не заниматься основательно, системно и регулярно воспитанием молодого поколения, то наша страна неизбежно столкнется со многими негативными явлениями, характерными не только для 90-х годов прошлого века, но и совсем недавнего времени.

    И наконец. Ознакомившись с концепцией нового вузовского курса "История России", одобренного в начале февраля министерством науки и высшего образования, должны заметить, во-первых, что курс, который правильнее было бы назвать "Россия и мир", более чем масштабный и поэтому трудноусвояемый. Главное, однако, то, что это такой же хронологический курс, как и прежние, который нацелен главным образом на запоминание фактов, событий, личностей, но не на понимание истории, а именно это должно быть главным в вузовском курсе. Кроме того, между этим курсом, даже в том виде, в котором он предлагается, много такого содержания, которое неизбежно повторит предлагаемый курс "Основы российской государственности". Поэтому проблема состоит еще в том, чтобы не допустить или устранить дублирование между этими мировоззренческими дисциплинами.

    Поделиться