04.05.2023 00:00
    Поделиться

    Москва становится удобнее, уютнее и безопаснее для жителей и гостей

    То, как изменилась Москва за последние двенадцать лет, обычно виднее всего приезжим, особенно тем, кто приехал в столицу после длительного перерыва. Москвичи уже привыкли к своему чистому и ухоженному городу, им кажется, что так было всегда.
    Сергей Собянин назвал Большую кольцевую линию сердцем московского метро.
    Сергей Собянин назвал Большую кольцевую линию сердцем московского метро. / Сергей Михеев

    Но есть в Москве места, о которых не имеют представления ни большинство жителей, ни тем более ее гостей. Это могут быть огромные предприятия, от которых во многом зависит комфорт жизни в городе, но их просто не принято держать на виду. Это как в доме: кому придет в голову демонстрировать свои кладовые и разные хозяйственные постройки? Корреспондент "РГ" заглянул в эти невидимые большинству москвичей уголки столицы и увидел там немало интересного.

    Состав уходит в депо

    Куда уходят поезда подземки, когда в час ночи Московский метрополитен закрывает перед пассажирами двери? "Состав направляется в депо", - можно порой услышать из кабины машиниста. К половине шестого утра этот поезд, как и все остальные, умытый, продезинфицированный, проверенный на техническую исправность, снова вернется на линию. О том, что обслуживание составов происходит по сути, на огромных заводах, журналистам показали перед пуском Большой кольцевой линии, когда открылось электродепо "Нижегородское".

    Москвичи уже привыкли к своему чистому и ухоженному городу, им кажется, что так было всегда

    "Без этого крупнейшего инфраструктурного объекта невозможен полноценный запуск всей БКЛ, - прокомментировал открытие нового предприятия мэр Москвы Сергей Собянин. - Здесь будут обслуживать и ремонтировать примерно 40 процентов современных российских поездов этой линии. Для этого есть все - начиная от эксплуатации, ремонта вагонов до отдыха локомотивных бригад".

    До того, как заработали последние девять станций, по БКЛ ходили 50 современных составов, которые обслуживало электродепо "Замоскворецкое". Но когда Большое кольцо поехало полностью, поездов стало почти вдвое больше. Сократились и интервалы в их движении - с 3,2 до 1,5 - 2 минут. Чтобы это стало возможным, на востоке столицы еще в 2015 году началось строительство нового депо. Отвели под него более 17 гектаров на территории, где прежде располагался завод по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича. Точно к пуску БКЛ строители возвели около 60 зданий и сооружений. Есть среди них отстойно-ремонтный корпус, мотодепо, рельсосварочная станция, склад и камера мойки поездов... Одних путей по новому депо проложено более 13 километров, что сравнимо с расстоянием между четырьмя станциями БКЛ - от "Кленового бульвара" до "Текстильщиков". Все это позволяет в соответствии со строгими регламентами обеззараживания ежедневно мыть и убирать вагоны, а раз в десять дней подвергать их дополнительной обработке. На этой же площадке 288 вагонов в год будут проходить ремонт. Обслуживает подвижной состав завод-изготовитель по контрактам жизненного цикла. Это гарантирует метрополитену более качественный ремонт, диагностику и уход за составами, а также экономию до 15 процентов затрат на обслуживание. Москвичи получили тут еще и 900 новых рабочих мест.

    Особая забота в новом электродепо предусмотрена о машинистах - известно, работа у них не только напряженная, но и нервная. Для отдыха локомотивных бригад оборудованы 33 комнаты гостиничного типа со всеми удобствами, столовая, актовый зал на 170 мест. А для того, чтобы они могли поддерживать себя в форме - тренажерный зал, где можно позаниматься с тренером, и спортплощадка на свежем воздухе. Ну, а перед выходом на линию каждого ждет предрейсовый осмотр, беседа с медицинским психологом. У медиков своя зона: с процедурной, прививочной, комнатой восстановительных мероприятий.

    "Нижегородское" - не единственное в Москве электродепо такого класса. "Увеличение протяженности метрополитена, конечно же, предполагает строительство электродепо, так как для обслуживания подвижного состава такие объекты необходимы, - подчеркнул руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. Он напомнил, что из 21 электродепо, которые обслуживают подземку, 11 построены и реконструированы с 2011 года. В 2023-2024 годы к ним добавятся еще три - "Аминьевское", "Саларьево" и "Южное". Причем "Аминьевское" станет крупнейшим не только в Москве, но и в стране, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин: "В нем будут трудиться больше тысячи человек, и это электродепо будет оснащено самым современным оборудованием".

    Электробусы отдыхают в Красной Пахре

    Появление в столице нового вида транспорта - электробуса, москвичи встретили по-разному. Напомню, самый первый маршрут от ВДНХ до 6-го микрорайона Бибирева, запустили 1 сентября 2018 года. Кто-то из горожан печалился, что так уходит последний синий троллейбус, о котором пел Булат Окуджава. Скептики предрекали полный провал затее городских властей перевести общественный транспорт с моторного топлива на чистую энергию прежде всего потому, что погода у нас не та: батареи не выдержат московских морозов. Но вот прошло почти пять лет. И уже больше тысячи электробусов ходят по 79 маршрутам не только столицы, но и пара из них перевозит пассажиров и по соседним городским округам Подмосковья. Причем, ходят по расписанию как часы - и зимой, и летом. А до конца 2024 года, как сообщил глава города, Москва закупит у "КАМАЗа" еще 1000 электробусов!

    Глава столичного депстроя Рафик Загрутдинов: Каждый район получает нужную инфраструктуру. Фото: Александр Корольков

    Почему же не сбылись предсказания скептиков и московский климат, похоже, пришелся по душе новому инновационному транспорту? Может быть, потому, что для него создали такие условия в городе? Взять, к примеру, электробусный парк, запущенный прошлым летом в поселении Красная Пахра Новой Москвы. Это первый в России и самый большой такой парк в Европе, уточняют в департаменте строительства. Его бело-голубые здания прячутся за аккуратным забором. Административно-бытовые и производственные помещения, склад с гаражом, контрольно-технический пункт... В парке - три линии портальных моек. Вот только что подошедший электробус останавливается перед коридором из железных труб и щеток в одной из них: машина начинает двигаться со скоростью не более трех километров в час, попадая под душ с моющим средством. В самом конце подключаются мойщики, чистят и дезинфицируют салон. Через 7-8 минут вымытый и до блеска начищенный электробус отправляется на техобслуживание, без которого его не выпустят на линию.

    ...Отдельная зона для супербыстрой зарядки. Водители могут не волноваться, что заряда, полученного за ночь, может не хватить - здесь для подпитки электробусу хватит 20 минут вместо обычных четырех часов. Это очень важно как раз для зимы, когда в мороз аккумулятор может разрядиться до окончания смены.

    За последние годы в Москве построено более 10 пожарных депо, и эта работа будет продолжена

    Пантографы - станции быстрой зарядки, разработали для столичных электробусов в Государственном научном центре НАМИ еще задолго до ввода антироссийских санкций. Они очень удобны в пользовании: водителю не нужно подъезжать к станции с точностью до миллиметра, зарядное устройство опускается сверху и цепляется за контактные платины на крыше электробуса. Но главное, такая схема удешевляет эксплуатацию каждой транспортной единицы, так как разместить на крыше две пластины проще, чем строить стационарную зарядную станцию с подъемным механизмом. К тому же от одного пантографа могут заряжаться сразу несколько электробусов.

    Для 360 водителей в трехэтажном административно-бытовом корпусе - своя зона обслуживания: комнаты отдыха, душевые, большая столовая, зона медицинского контроля. Кабинет врача оборудован программно-аппаратным комплексом. Водитель садится перед его небольшим экраном, к которому подключены медицинские приборы. После идентификации личности измеряются давление, температура и пульс, далее - выдох в алкотестер. Процесс записывается на видео, если все показатели в норме, врач, получив распечатку состояния здоровья водителя, подписывает путевой лист.

    В парке могут разместиться 300 электробусов, но пока обслуживаются и автобусы, работающие в Новой Москве, - со временем новый транспорт их вытеснит полностью. Расположение очень удобное: транспорт практически не гоняют впустую, он быстро доезжает до конечной остановки, а по утрам оперативно довозит жителей ТИНАО до ближайших станций метро и транспортно-пересадочных узлов.

    На очереди запуск еще одного суперсовременного электробусного парка - в районе Митино. Он тоже практически уже готов.

    Остановить огонь

    По данным главного управления МЧС России по Москве количество пожаров в столице за последние пять лет сократилось примерно на четверть. И это произошло не само по себе. С помощью профилактики пожарные службы делают все для того, чтобы предупреждать происшествия с огнем. Город же в свою очередь создает для них необходимые условия. "За последние годы в Москве построено более 10 пожарных депо и работа в этом направлении продолжается, - рассказал Рафик Загрутдинов. - К 2025 году в разных районах столицы будет сдано еще 11 комплексов, что позволит существенно сократить время прибытия пожарных к месту вызова и тем самым сократить ущерб от возможных пожаров".

    Самое новое пожарное депо расположено на западе столицы, в районе Тропарево-Никулино - его ввели в эксплуатацию в конце прошлого года. В трехэтажном здании, построенном на улице Анохина, 8, разместился гараж для хранения и техобслуживания пожарной техники на пять машино-мест, обустроены помещения для личного состава пожарных и диспетчерская, куда, случись беда, можно позвонить в любое время суток. Для тренировок пожарных построена отдельная учебно-тренировочная башня высотой в четыре этажа.

    В этом году планируется запустить еще два пожарных депо такого же класса: одно из них в поселке Восточный в Новой Москве, а второе - в Северном районе, расположенном за МКАД. Такое внимание к строительству этих объектов на отдаленных территориях московские власти уделяют не случайно. Случись пожар, огонь ждать не будет, пока прибудет помощь с территории исторического города. Прежние подмосковные депо, обслуживавшие территории новых округов до их вхождения в состав столицы, располагались в старых зданиях, где кроме пожарной вышки и места для пары пожарных машин ничего не было. Изменить эту ситуацию призвана столичная программа "Безопасный город". В ее рамках еще более современное пожарное депо строится, например, на улице Автозаводской, 23, на территории бывшего ЗИЛа. В его составе помимо необходимых технических служб запроектирован восстановительный центр с тренажерным залом, сауной и комнатой психологической разгрузки. А учебно-тренировочную площадку планируется построить со скалодромом и беговой дорожкой.

    Поделиться