Популярен ли семейный бизнес у белорусов и россиян
Семейное предпринимательство в России сегодня активно развивается. Что это за явление? Об этом мы говорили с президентом Торгово-промышленной палаты РФ Сергеем Катыриным. На протяжении многих лет ТПП РФ ведет системную работу по развитию семейного бизнеса в России и реализует ряд проектов по данной тематике.
- Это, как вы говорите, явление развито даже больше, чем многие могут себе представить, - рассказал Сергей Катырин. - Согласно исследованиям Торгово-промышленной палаты, сегодня в России семейными компаниями являются 74 процента малого и среднего бизнеса. С исторических времен семейные династии вносили весомый вклад в экономику нашего государства. Купцы и промышленники Российской империи на протяжении веков были, пожалуй, самой влиятельной и деятельной социальной прослойкой общества. Они создавали рабочие места, развивали промышленность, первыми внедряли на своих заводах и фабриках новинки научно-технической революции, а еще строили социальные объекты, помогали нуждающимся. Когда говоришь о знаменитых предпринимательских династиях, принесших славу России, сразу вспоминаются Третьяковы, Мамонтовы, Демидовы, Бахрушины. И таких фамилий не один десяток. Семейное предпринимательство в нашей стране с каждым годом только набирает обороты, и мы, как старейшее объединение предпринимателей в стране, видим в этом большой потенциал и считаем необходимым работать с семейными предпринимателями и помогать им на всех уровнях.
По словам главы ТПП РФ сегодня семейный бизнес - это малые и средние предприятия, большей частью трудового коллектива которых являются члены одной семьи: супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов, братья и сестры родителей каждого их супругов, усыновители и усыновленные.
Официального статуса "семейное предприятие" в российском законодательстве пока нет. Но в некоторых регионах начало закреплению официального статуса уже положено - это Нижегородская и Рязанская области, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия) и Камчатский край. На подходе еще несколько регионов. Помимо этого, ТПП РФ ведет активную работу с Государственной Думой по определению понятия "семейное предприятие" в федеральном законодательстве.
- Сейчас семейные компании существуют в правовом поле на общем основании со всеми субъектами малого и среднего предпринимательства и в зависимости от региона, в котором они работают, могут рассчитывать на льготную аренду городских помещений, юридическое и бухгалтерское сопровождение, финансовую и информационную поддержку и другие льготы, - пояснил Сергей Катырин. - Но, как показывает наш многолетний опыт взаимодействия с семейными предпринимателями, в их компаниях возникает ряд вопросов, которые не могут быть решены в рамках существующих мер. Например, семейные компании сталкиваются с тем, что их подозревают в аффилированности и незаконном дроблении бизнеса, хотя по факту компания растет и расширяет поле своей деятельности - например, муж и жена занимаются разным бизнесом или дети строят свои собственные компании.
Также, по словам главы ТПП РФ, есть вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений и передачей бизнеса по наследству. Так, существующее российское законодательство не предусматривает механизма наследования бизнеса как единого целого. По отдельности друг от друга в наследство переходят лишь элементы бизнеса: предприятие как имущественный комплекс, акции, доли в капитале обществ, недвижимость, земельные участки, паи, права на объекты интеллектуальной собственности. И это только небольшой перечень причин, почему семейные компании должны получить особый статус в законодательстве и, соответственно, особое регулирование.
- Признание семейного бизнеса на федеральном уровне будет значить для миллионов таких предпринимателей, что их видят, об их проблемах знают и работают над тем, чтобы помогать, поддерживать, - подчеркнул Сергей Катырин. - И несомненно, это престиж, который после принятия закона позволит еще большему количеству компаний заявить о себе как о семейных, а значит, надежных игроках на рынке.
Глава ТПП РФ уверен, что семейные компании - основа экономики страны, и важно, чтобы они появлялись и процветали, особенно учитывая освободившееся сейчас поле для деятельности. Они активно функционируют во всех субъектах России и практически во всех сферах.
- Семейными предприятиями выращено 99 процентов фермерской продукции, а семейными предпринимателями основано 95 процентов частных школ, создано 90 процентов антивирусных продуктов в IT, - рассказал Сергей Катырин. - Предприниматели вместе со своими родственниками активно работают в сфере туризма, владея 80 процентами частных гостиниц. Более 60 процентов предприятий общественного питания - семейные компании, 75 процентов российской косметики создано на производствах, которыми руководят родственники. Кроме того, более 50 процентов всего хлеба в России выпекают семейные пекарни. Семейные компании окружают нас повсюду, их продукты мы потребляем по несколько раз на дню, это очень отрадно и гордо осознавать.
Статистики, насколько успешен семейный бизнес как таковой, нет, ведь он, как правило, ориентирован на долгосрочную работу, но в ТПП РФ уверены, что их труды окупаются. По мнению Сергея Катырина, главное, что нужно, для успешного развития семейного бизнеса в России, - это желание.
- Ведь что такое развитие? Это новые знания, осваивание новых ниш, внедрение новых методик в работе, познание рынка методом проб и ошибок, - заметил глава ТПП РФ. - Безусловно, многое еще нужно проработать для поддержки семейного бизнеса, принять соответствующий закон, разработать меры поддержки для таких компаний, прописать порядок наследования и дробления на детей и многое другое, но основа - это ежедневная кропотливая работа самих владельцев бизнеса. Кроме того, важно, чтобы они сами гордились своим делом и с малых лет привлекали в него своих детей, которые продолжали бы развивать его и внедряли новые направления.
Семейное предпринимательство в белорусском законодательстве не выделяется как отдельное направление в системе малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Налоговым кодексом физические лица вправе самостоятельно осуществлять в интересах граждан около четырех десятков видов деятельности. Среди них - реализация собственноручно изготовленных хлебобулочных и кондитерских изделий, услуги видеосъемки, музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, парикмахерские и косметические услуги, производство одежды и обуви, разработка веб-сайтов и т.д. В этом случае надо уплачивать единый налог, ставки которого зависят от рода деятельности и статуса населенного пункта, либо налог на профессиональный доход.
Если двое и более членов семьи решают зарабатывать деньги совместно, но не дублируя, а дополняя друг друга, то нужно либо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, либо создавать юрлицо. Поэтому большинство семейных бизнесов в Беларуси работают в статусе ИП - таковых в стране на начало 2023 года насчитывалось 262,7 тысячи.
Важными преимуществами такого бизнеса являются упрощенность процессов создания и ведения хозяйственной деятельности, минимальные затраты на открытие, возможность свободно распоряжаться доходами после уплаты налогов и т.д. Правда, при этом ИП отвечает по обязательствам своим личным имуществом, ограничен в направлениях деятельности и количества привлекаемых к работе физических лиц (не более трех человек) и постоянно лично участвует во всех делах. Средняя численность привлекаемых ИП работников в 2021 году, по данным Белстата, составила 1,8 человека. Таким образом, если это семейное дело, то в него в Беларуси нынче вовлечены два-три члена семьи.
Семейный же бизнес довольно ярко проявляет себя в "фирменном" для Беларуси роде деятельности - агроэкотуризме. К примеру, Славгородский район Могилевской области в последние годы стал популярен благодаря местным сыроделам, а вокруг домашних сыроварен появляются агроусадьбы. Пример более продвинутого семейного бизнеса вдалеке от больших городов - семья Шухто из Богушевска Витебской области. Сперва их бизнесом была развозная торговля, потом - семейное такси, доставка продуктов и лекарств, после этого - открытие магазина автозапчастей, шиномонтажа, продуктового и универсального магазинов, СТО. В планах - появление кафе-мороженого. Яркий пример эффективного семейного бизнеса - предприятие "Виктория" в Лунинце. Выпускаемая здесь литая алюминиевая посуда сертифицирована в Беларуси, России, Евросоюзе.
Развитию в Беларуси семейных бизнес-проектов может поспособствовать принятие обнародованного недавно законопроекта "Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности". Всего требуется изменить 23 кодекса и 450 законов. "Законопроектом предусматривается уникальный режим трансформации индивидуального предпринимателя в статус коммерческой организации", - проанонсировала одно из важных предложений замдиректора Департамента по предпринимательству Минэкономики Ирина Бабаченок. Общественное обсуждение законопроекта в Беларуси стартовало 2 мая.