Как партизаны переправили на Большую землю элиту белорусской науки

Всего Борис Лахтин совершил 512 боевых вылетов, в том числе с посадкой в тылу врага, доставил десятки тонн боеприпасов, медикаментов, других грузов.
Всего Борис Лахтин совершил 512 боевых вылетов, в том числе с посадкой в тылу врага, доставил десятки тонн боеприпасов, медикаментов, других грузов.
На уникальном ресурсе partizany.by, созданном и постоянно пополняемом сотрудниками Национального архива Беларуси и издательского дома "Беларусь сегодня", собраны документы, рассказывающие уже более чем о 212 тысячах активных участников Великой Отечественной войны. Есть здесь и наградной лист на пилота 62-го отдельного гвардейского авиаполка Гражданского воздушного флота Бориса Лахтина.

В годы войны он совершил 512 боевых вылетов, в том числе с посадкой в тылу врага на партизанские аэродромы, доставил патриотам десятки тонн боеприпасов, медикаментов, других грузов, вывез сотни раненых, детей, женщин.

Борис Лахтин и его боевые товарищи вывезли из временно оккупированной Белоруссии ряд выдающихся ученых. За это он был удостоен медали "Партизану Отечественной войны", а затем по представлению партизанского командования и медали "Золотая звезда".

Операция по спасению цвета белорусской науки до сих пор довольно скупо освещена исследователями и в прессе. Между тем она потребовала отчаянной смелости и от партизан, и подпольщиков, доставивших через вражеские кордоны на лесные аэродромы немолодых уже людей с их научными трудами, и от летчиков, переправивших затем ученых через линию фронта на Большую землю. Таким образом были спасены известный историк академик АН БССР Н.М. Никольский, выдающийся химик член-корреспондент АН СССР Н.А. Прилежаев, известный ученый в области строительной механики А.А. Кравцов.

К сожалению, многих подробностей мы уже не узнаем, видимо, никогда. Так, погибла в застенках гестапо, унеся с собой многие тайны, несгибаемая патриотка, в довоенные годы преподаватель одного из минских вузов М.Ф. Молокович. В период оккупации она по заданию подпольного центра учительствовала в поселке Колодищи недалеко от Минска и под этим прикрытием вела большую работу, в том числе организовала переправку к партизанам Осиповичской зоны упомянутых ученых. Там находился лесной аэродром, куда едва ли не каждую ночь прилетали с Большой земли Борис Лахтин и его товарищи по 62-му гвардейскому авиаполку.

Лахтина партизаны особенно любили, ласково называли его, как вспоминал редактор подпольной райгазеты Павел Трацевский, "наш Боря". И на то были причины. К местным партизанам летчик совершил около 50 вылетов, вывез в тыл более 140 раненых, десятки детей. Однажды, уже сидя за штурвалом самолета, увидел женщину с ребенком, которым в самолете не хватило места. Тогда он взял малыша на колени и так взлетел, доставил всех в тыл. В другой раз по пути к партизанам самолеты Бориса и его напарника сильно пострадали от зенитного огня немцев. Тем не менее летчики долетели к партизанам и доставили такой необходимый им груз. А затем собрали из двух поврежденных машин одну и так вернулись в часть.

А несколько ранее Борис прославился, летая по заданию командования к партизанам Брянщины. Там произошла уникальная военная операция. Более двух месяцев, базируясь на партизанском аэродроме, звено самолетов У-2, которым командовал Борис Лахтин, едва ли не каждую ночь вылетало на бомбежку вражеских объектов. Однажды в Трубчевске разнесли в пух и прах фабрику, работавшую на оккупантов. В другой раз обратили в бегство испанскую Голубую дивизию. Подобных фактов в боевой биографии летчика немало. На фронт он попал в 1942-м, в 22 года. Но быстро вошел в число лучших асов полка. Белорусские партизаны, оценив самоотверженность молодого пилота, написали благодарственное письмо его маме. Она, в свою очередь, ответила поздравлением в связи с освобождением Белоруссии летом 1944 года - это письмо как дорогая реликвия хранится в 33-й школе Могилева. К слову, на фронте Борис Александрович встретил и личное счастье, вместе с супругой Верой Петровной не только дошли до Берлина, но и воспитали четверых достойных детей.

А после войны продолжил служение небу, работая испытателем. Участвовал в том числе в беспосадочном полете на самолете Ил-18 из Москвы в Мексику.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться