Об этой проблеме малого и среднего придорожного бизнеса, без существования которого поездки по трассам были бы значительно менее комфортными, "РГ" неоднократно писала в 2022 году. Напомним, управление дороги "Холмогоры" потребовало построить в местах съездов к расположенным вдоль дороги М-8 отелям, пунктам общепита, магазинам, станциям техобслуживания и другим объектам сферы услуг соответствующие действующим нормативам переходно-скоростные полосы для обеспечения безопасности дорожного движения, как это прописано в Федеральном законе N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах" от 2007 года. Дело, однако, в том, что обновить дорожную инфраструктуру владельцы всех этих объектов должны за свой счет и никак иначе. Хотя сами заведения подчас стоят дешевле всего этого нового дорожного строительства.
"По нашим предварительным подсчетам, затраты на выполнение требований закона составят порядка 15 миллионов рублей для объектов, расположенных в населенных пунктах, и 30 миллионов рублей - для объектов за пределами населенных пунктов, - пишут авторы обращения к президенту. - Указанные расходы превышают даже стоимость самого объекта дорожного сервиса (ОДС). Кроме того, для большинства предпринимателей они неподъемны ввиду ухудшения экономической ситуации и снижения платежеспособности населения".
Между тем подавляющее большинство ОДС было построено до 2007 года, то есть в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на тот момент, и люди откровенно не понимают, почему сегодня из своего кармана они должны дополнительно оплачивать строительство полос торможения и разгона, расположенных на государственной земле.
"Нами своевременно были получены все согласования и выполнены все требования в соответствии с законодательством, действовавшим начиная с 1996 года", - напоминают бизнесмены. И подчеркивают, что земельные участки, на которых находятся примыкания к ОДС, расположены в полосе отвода, которая по закону является составной частью автомобильной дороги и находится в данном случае в федеральной собственности.
"Государство перекладывает бремя содержания таких участков полностью на предпринимателя, что несправедливо", - считают предприниматели.
Примечательно, что, несмотря на принятие закона в 2007 году, предписания о строительстве переходно-скоростных полос работающие на М-8 коммерсанты начали получать лишь в последние несколько лет. Причем активная фаза борьбы дорожников за соблюдение буквы закона пришлась на пандемийный период, когда бизнесу и без того было тяжко.
Первым под закрытие отбойниками осенью 2021 года подпал подъезд к единственному магазину в селе Новом Переславского района. Здание торговой точки было построено еще в 1962 году, а прилегающая к трассе территория всегда была открыта и служила стоянкой для транспорта.
Дальнобойщики могли здесь не только купить что-то нужное в дорогу, но и перекусить в пункте быстрого самообслуживания пирожками и шаурмой. Сейчас пункт закрыт, потому что поток основных клиентов иссяк. Магазин, обслуживающий целый куст населенных пунктов, оказался в труднейшем положении: машины по трассе проезжают мимо, из-за резко упавшего дохода уходят арендаторы...
В 2022 году, благодаря погружению в проблему регионального бизнес-омбудсмена Альфира Бакирова, удалось добиться полугодовой, до 1 января 2023-го, отсрочки выполнения требований дорожников: на совещании в правительстве Ярославской области с участием представителей Росавтодора и ФКУ Упрдор "Холмогоры" было принято решение о моратории на ограничение доступа к "непослушным" ОДС. Но срок его давно истек, и проблема снова встала перед бизнесменами - все в виде того же закрывшего проезд отбойника: ни раньше ни позже, а 25 мая, то есть накануне Дня российского предпринимательства, доступ к одному из объектов предпринимательства преградила жесткая металлическая конструкция.
- Очень символично, что нас приехали заколачивать 25 мая, - не скрывает сарказма арендатор кафе "Трактир на Яхроме" в Переславском районе Галина Миронова.
По словам бизнесвумен, после установки отбойника на въезде к кафе выручка упала больше чем в два раза. И впервые за 25 лет существования заведения рядом с ним случилась дорожная авария: знавший это место автомобилист приготовился по привычке повернуть, увидел заграждение, не понял, в чем дело, затормозил и получил удар сзади. Из-за того что автомобили теперь останавливаются на дороге где придется, а не на стоянке у кафе, безопасность дорожного движения в этом месте, наоборот, снизилась. То есть эффект пока достигнут обратный декларируемому.
По мнению представителей придорожного бизнеса, требования законодательства о строительстве переходно-скоростных полос в состоянии выполнить только крупный бизнес. Например, владельцы сетевых АЗС. И это создает условия для недобросовестной конкуренции и выживания малышей из сферы дорожного сервиса. Хотя даже сам закон 257-ФЗ делает для них поблажку (его просто надо внимательно прочитать).
"В соответствии с частью 13 статьи 22 Федерального закона 257 обязанности по строительству переходно-скоростных полос, капитальному ремонту примыканий к автодороге за свой счет, возлагаемые на владельцев ОДС, не относятся к стационарным торговым объектам общей площадью менее 10 тысяч квадратных метров", - пишут авторы обращения к президенту.
Они подчеркивают, что помимо этого до сих пор действует Указ президента N 727 от 1998 года "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования", в соответствии с которым находящиеся в эксплуатации, а также строившиеся на момент опубликования указа здания и сооружения освобождены от бремени расходов по обустройству, ремонту и содержанию подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей и других объектов, находящихся в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования.
- С высоких трибун нам всегда говорят о поддержке малого бизнеса, а на деле получается, что этот малый бизнес просто заколачивают отбойниками, - с горечью говорят предприниматели.
Причем, как в медицине, когда одно лечишь - другое калечишь, так и в этой ситуации стремление исполнить требования одного закона приводит... к нарушению требований другого.
- В случае ограничения доступа к нашим объектам с автодороги большинство из них будут вынуждены закрыться. Что повлечет нарушение прав граждан на беспрепятственный доступ к объектам социальной и инженерной инфраструктуры, к местам отдыха и питания. Кроме того, ограничение доступа препятствует предпринимательской деятельности, - считает владелец законсервированного магазинчика Ольга Алтунина.
По данным аппарата ярославского бизнес-омбудсмена, сегодня деятельность около 40 кафе и магазинов на трассе М-8 в Ярославской области находится под угрозой из-за невозможности исполнить требования 257-го закона. Некоторые предприниматели, рассказывает Ольга Алтунина, пытаются свои заведения продать, но это не получается сделать уже ни по рыночной, ни по кадастровой цене.
При этом у каждого давно работающего ОДС есть и свой антураж, и круг своих клиентов.
- За много лет работы у них сложился круг постоянных посетителей, которые благодарны собственникам за то, что на объектах дорожного сервиса можно и пообедать, причем не фастфудом, а блюдами нашей традиционной кухни, и переночевать. Наличие таких объектов на трассе, по которой проходит турмаршрут Золотое кольцо, особенно важно, - подчеркивает бизнесвумен Алтунина.
Альфир Бакиров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области:
- Нами был разработан законопроект, который позволит освободить малый бизнес от расходов по содержанию автодороги. Еще в декабре 2022 года областная дума проголосовала за его внесение в Госдуму в качестве законодательной инициативы. Однако прошло полгода, и он до сих пор никуда не направлен: по регламенту для этого требуется заключение правительства РФ, а оно так и не получено. Я, в свою очередь, в интересах предпринимателей обратился в суд - пока находимся в первой инстанции.