Он напомнил, что всего до конца года планируется создать сеть из шести флагманских центров. Их также называют скоропомощными стационарными комплексами - они рассчитаны именно на экстренную госпитализацию и представляют собой не просто отремонтированные здания с новым оборудованием, а клиники, где применен новый принцип оказания помощи. Например, пересмотрена логистика движения больного и внедрена концепция "Врач к пациенту" - медики сами приходят к больному и делают необходимые процедуры, а не вынуждают его ходить по бесконечным больничным коридорам и не заставляют ждать в очередях.
Из шести уже открыты два таких комплекса - в больнице им. В.В. Вересаева и НИИ им. Склифосовского. В больнице Вересаева в январе был открыт первый такой центр - с тех пор он принял более 20 тысяч пациентов или порядка 150 человек в сутки.
"Проведено более 7,5 тысяч операций, в том числе в гибридных операционных, - рассказал Собянин. - Порядка 40 процентов пациентов - инфаркты, инсульты и другие сердечно-сосудистые заболевания. Примерно треть - аппендицит, холецистит, панкреатит и другие острые хирургические патологии. Чуть больше 15 процентов - травмы и отравления. Примерно каждый пятый пациент был направлен по "красному" потоку. Врачи приступали к борьбе за его жизнь с первой минуты поступления в стационар".
Во флагманском центре НИИ им. Склифосовского, принявшем первых пациентов 6 марта, результаты тоже впечатляющие. За три месяца работы туда поступили более 11,5 тысячи человек, проведено более тысячи операций, 70 из которых - в гибридных операционных. Учитывая профиль Склифа, туда чаще всего попадают больные с травмами и острыми хирургическими патологиями.
Одна из особенностей новых стационарных комплексов состоит в том, что с пациентами там работает не только медицинский персонал. Впервые в городском здравоохранении в больницах появились социальные координаторы - люди, которые помогают больным решать самые разные проблемы. Связаться с родственниками, восстановить утраченные документы, помочь не оказаться на улице после выписки - за эти и другие вопросы отвечают координаторы. В команде с ними работают и психологи, которые помогают пациентам справиться со стрессом, тревогой и переживаниями. "Для получения помощи не нужно писать никаких заявлений. Достаточно пригласить социального координатора или психолога и рассказать о проблеме, - подчеркивает Собянин. - Особое внимание специалисты уделяют пожилым, людям с инвалидностью, многодетным семьям, но поддержку может получить каждый".
Высоко работу новой системы помощи оценивают и сами врачи. Руководитель флагманского центра Склифа Навзади Фархад отмечает, что медики заранее готовы к приезду скорой помощи благодаря программе, которая есть у сотрудников в регистратуре и у врачей распределительного поста. "Они видят - какой пациент едет, с каким предварительным диагнозом. Мы видим, нужна ли ему реанимация или операционная, готовим бригаду, а если потребуется, можем усилить команду специалистов", - объясняет врач.