Популярность этого вида транспорта растет не по дням, а по часам, но одновременно увеличивается и количество связанных с самокатчиками ДТП. По данным ГИБДД, если в 2021 году таковых произошло менее 700, то в 2022-ом случилась уже 941 авария с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ).
В первой половине нынешнего года число ДТП подскочило аж на 56 процентов.
Особенно остро стоит задача соблюдения правил и скоростных режимов в "медленных зонах" города с постоянно меняющейся дорожной ситуацией. Это локации, где скорость самокатов ограничена 10-15 километрами в час.
К ним, например, относится Арбат, парк Горького, "Сокольники", ВДНХ и др. А стартовал пилотный проект с улицы Лесной, рядом с которой расположена штаб-квартира ЦОДД.
Его сотрудники, кстати, первыми проверили на себе действенность устройства.
Специализированный iot модуль отечественного производства, интегрированный в отечественную систему мониторинга электрических СИМ передает "куда надо" данные о работе бортового оборудования, уровне заряда батареи, скорости и направлении движения, превышении скоростного режима, длительности простоя, нахождения на парковке и т.д. Он также контролирует нагрузку на ось (вдвоем не покатаешься).
По словам разработчиков, решение на основе "ЭРА-ГЛОНАСС" отвечает всем современным требованиям производительности и кибербезопасности. Главная задача системы - повышение безопасности пешеходов и пользователей электрических СИМ благодаря автоматическому соблюдению скоростных режимов. Пол словам гендиректора компании "ИТ-Резерв" Павла Мясоедова, попав в "медленную зону", самокат снизит скорость до разрешенной, даже если пользователь из всех сил будет жать на газ. "Это отказоустойчивое, современное решение будет применяться для мониторинга электросамокатов в Москве и обеспечивать должный уровень безопасности участников дорожного движения", - отметил Павел Мясоедов.
Правила на самокате, оборудованном маячком "ЭРА-ГЛОНАСС" лучше не нарушать. Данные о конкретном номере устройства и его действиях агрегируются в системе и передаются уполномоченным ФОИВ и ЦОДД. В случае необходимости они имеют возможность сопоставить их с конкретными водителями ЭСИМов. Хотя, по словам эксперта, основная задача устройства - предотвращать нарушения, а не наказывать за них.
"GPS-приемники играют важнейшую роль в системах проката транспортных средств, - сообщил "РГ" технический директор хостинг-провайдера Tendence.ru Александр Щукин. - С их помощью владелец постоянно отслеживает местоположение и маршруты перемещения транспорта, определяя скорость и направление движения. Именно благодаря этим маячкам-трекерам и картографическим сервисам можно определить, например, превышал ли водитель скорость в месте ее ограничения и на какую величину.
Точно так же работают приложения-навигаторы для смартфонов, указывающие текущую и разрешенную скорость на конкретном участке дороги. Так как GPS-маячок может только принимать спутниковый сигнал, определяя свое точное положение, для передачи полученных координат используется мобильная связь LTE/GMS. Так работает система "ЭРА-ГЛОНАСС", обязательная к установке на все продаваемые с 2017 года в России автомобили. В случае аварии, сильного удара устройство автоматически передаст в центр управления системой местоположение, номер автомобиля и некоторые другие данные для вызова экстренных служб".
Без GPS-приемников были бы невозможны коммерчески успешные сервисы каршеринга и проката самокатов. Они встроены в любой транспорт, предназначенный для аренды, а за 1-2 тысячи рублей любой гражданин может приобрести его для установки в личное средство передвижения, добавил эксперт.