19.07.2023 18:10
Поделиться

Дилера заставили заплатить за некачественную машину с учетом роста ее цены на рынке

Возмещать стоимость автомобиля, если он не был качественным, дилер обязан в полном объеме. Но не на день совершения сделки, а на день решения суда. Такое решение принял Верховный суд. Ведь за время судебного разбирательства стоимость автомобиля могла сильно подрасти. Распространяется ли подобное решение на машины, пострадавшие в авариях?
Машины и их ремонт с каждым годом только дорожают, поэтому платить придется по полному счету.
Машины и их ремонт с каждым годом только дорожают, поэтому платить придется по полному счету. / Сергей Михеев

История следующая. Некий Степанян обратился в суд о взыскании убытков. Машина, которую он купил у дилера, пришла в негодность. Он попытался вернуть авто, а также заодно получить деньги за непригодный для использования автомобиль.

Дилер даже пошел навстречу. Деньги вернул. Но с момента продажи прошло довольно много времени. Кроме того, судебные разборки затянулись на годы. А это деньги. Дело шло, а стоимость машины росла.

"Вместе с тем длительное судебное разбирательство в суде апелляционной инстанции и, как следствие, увеличение размера убытков по причине повышения стоимости аналогичного автомобиля не должны ущемлять прав (покупателя).

Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на подачу самостоятельного иска о взыскании убытков в целях восстановления нарушенного права потребителя", - отмечено в решении Верховного суда. Поэтому он и принял решение, что дилер должен вернуть не столько те деньги, которые заплатил автовладелец, а те, сколько стоит автомобиль на момент принятия решения суда.

То есть решил, что возмещение должно соответствовать стоимости автомобиля той же марки и модели на дату решения суда.

Как считают эксперты, такое решение абсолютно справедливо. По мнению юриста Кирилла Муратова, за время, пока шло судебное разбирательство, автомобиль только вырос в цене. Поэтому возмещение его стоимости в полном объеме на день исполнения решения суда вполне законно.

Но вот проблема. На случаи с авариями машин на дорогах такой принцип распространяться не может. Дело в том, что это разные не только положения, даже главы Гражданского кодекса. В одном случае речь идет о возврате средств в рамках закона о "Защите прав потребителей". Именно на этот случай и ссылался Верховный суд.

А то, что касается аварий, по словам юриста Кирилла Муратова, не имеет оснований для применения таких облегчающих оснований.

Как сообщил корреспонденту "РГ" глава общественного центра "Автомобилист" Максим Едрышов, в последнее время в связи с изменением стоимости автомобилей и их ремонта судебная практика начала меняться. Действительно, некоторые судебные решения принимаются в пользу автовладельцев.

Но не всегда. А данное решение может изменить состоявшееся направление практики.

Возмещение должно соответствовать стоимости автомобиля той же марки и модели на дату решения суда, а не на дату оплаты чека

К сожалению, как сообщил один из экспертов, который активно участвует в судебной экспертизе автомобилей, по всем законам и нормативным актам, оценка ущерба проводится именно на день ДТП. По его словам, как правило, после аварии автовладельцы очень быстро восстанавливают свои машины. За свой счет либо за счет страховых компаний. Но в любом случае ремонт происходит очень быстро.

Таким образом, тех, хранит машину несколько лет, пока не дождется решения суда - единицы.

Вряд ли такая практика, которая появилась в отношении дилеров, распространится на автосервисы и страховые компании, считает эксперт.

Но вообще стоит понимать, что если найдется такой человек, который сохранит машину после аварии, то он сможет претендовать на доплату.

Дело N 88-КГ23-4-К8