Новые вызовы требуют не просто качественных профессионалов, а специалистов нового формата, способных генерировать смелые идеи, решать нестандартные задачи и работать на опережение. Очевидно, что подготовить такие кадры, опираясь на подходы вчерашнего дня, невозможно. Именно поэтому сегодня подготовка специалистов высшими учебными заведениями отличается от привычных норм.
Главное отличие заключается в том, что современная образовательная среда является активным экономическим звеном, взаимодействующим с научным сектором, бизнесом, государством. Сегодня студенты еще на стадии обучения могут применять полученные теоретические знания на практике. На базе ведущих российских вузов создаются лаборатории, испытательные площадки и даже целые технопарки, оснащенные новейшим оборудованием, в которых студенты работают над реальными заказами. В вузовских стенах смелые идеи становятся сначала прототипами, а затем реальными продуктами и технологиями, которые внедряются в производство.
Происходит это при тесном взаимодействии с профильными высокотехнологичными компаниями, которые являются основными заказчиками таких исследований и разработок.
Примеров такого сотрудничества уже немало. "Московский авиационный институт (МАИ) тесно интегрирован с индустрией и участвует в крупнейших перспективных аэрокосмических программах (МС-21, Superjet New, широкофюзеляжный самолет, "Сфера", РОСС и т.д.), - поясняет проректор по стратегическому развитию МАИ, член координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию Александр Шемяков. - В процессе своего обучения студенты работают над реальными проектами, проходят практики и стажировки на базе предприятий, входящих в госкорпорации "Ростех" и "Роскосмос", АО "КТРВ", ведущих российских ИТ-компаний".
Такая подготовка позволяет студенту погрузиться в профессию еще на стадии обучения, приобрести навыки работы в команде, научиться выполнять не просто узкопрофильные задачи, а смотреть на достижение цели широко, с точки зрения конечного продукта или технологии.
"В основе нашего подхода к образованию лежит подготовка комплексного инженера - уникального специалиста, способного внедрять новые технологические решения, выстраивать работу, отталкиваясь от образа конечного продукта и услуги, управлять междисциплинарными командами и проектами, - говорит Александр Шемяков. - Понимание жизненного цикла изделий, умение решать комплексные инженерные задачи, обладание цифровыми и управленческими компетенциями позволяет нашим выпускникам быть востребованными не только на профильных рынках, но и в других высокотехнологичных отраслях: энергетике, судостроении, строительстве, медицине и других".
Разработка образовательных программ также является важнейшим вектором взаимодействия вузов и бизнеса. Эксперты уверены, что у образования и реального сектора экономики должно быть единое понимание того, каким должен быть специалист завтрашнего дня, что он должен уметь и знать. И тут без совместной работы невозможно обойтись.
"Крайне важно, чтобы студенты получали актуальные, востребованные у работодателей знания, навыки и компетенции, - уверена ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова. - Поэтому в рамках приемной кампании 2023 года совместно с академическими и бизнес-партнерами было разработано более 40 новых программ в таких областях, как цифровое производство новых материалов, экономика замкнутого цикла, цифровая лингвистика, управление качеством испытательных лабораторий и другие. Сейчас идет первый набор на магистерскую программу "Биомедицинская инженерия и биофабрикация", где будут готовить специалистов в области создания 3D-биопринтеров нового поколения. Программа разработана совместно с партнерами университета: ГК "Росатом", 3D Bioprinting solutions, Института пластической хирургии и косметологии, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина и другими".
Процесс интеграции вузов с реальным сектором экономики также дал импульс созданию научно-образовательных структур на базе промышленных предприятий. Компании хорошо понимают, что тесное взаимодействие с вузами имеет для них массу плюсов, поэтому сегодня бизнес максимально вовлечен в процесс подготовки будущих специалистов. Речь идет не только об оснащении лабораторий и испытательных площадок в рамках вуза, но и о создании учебно-производственных центров на базе самих предприятий, вовлечении студентов в научную деятельность.
"Наши студенты участвуют в создании технологий для сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения, цифровых двойников летательных аппаратов, в формировании услуг на базе малых космических аппаратов, в проектах в области аэромобильности, разрабатывают цифровые платформы проектирования высокотехнологичной техники и программы оптимизации производств под стандарты Индустрии 4.0., - говорит Александр Шемяков. - Кроме того, многие студенты, аспиранты и молодые ученые занимаются собственными инновационными разработками. Для системной работы по развитию перспективных проектов и предпринимательских компетенций в МАИ создана стартап-студия".
Сегодня человечество переживает четвертую промышленную революцию, цифровизация входит во все сферы нашей жизни. Поэтому значение технических профессий и роль естественно-научного образования трудно переоценить. Именно ученые и инженеры будут определять дальнейшее развитие технологий и многих отраслей промышленности.