Университеты и бизнес усовершенствовали подготовку специалистов для современных производств

Перед российской экономикой стоят новые задачи, и она как никогда остро нуждается в квалифицированных инженерно-технических кадрах. Именно они могут создавать передовые, экспортно ориентированные продукты, способствующие экономическому росту. Подготовка таких специалистов ложится на плечи вузов.
Сегодня многие студенты вузов занимаются инновационными разработками.
Сегодня многие студенты вузов занимаются инновационными разработками. / РИА Новости

Новые вызовы требуют не просто качественных профессионалов, а специалистов нового формата, способных генерировать смелые идеи, решать нестандартные задачи и работать на опережение. Очевидно, что подготовить такие кадры, опираясь на подходы вчерашнего дня, невозможно. Именно поэтому сегодня подготовка специалистов высшими учебными заведениями отличается от привычных норм.

Главное отличие заключается в том, что современная образовательная среда является активным экономическим звеном, взаимодействующим с научным сектором, бизнесом, государством. Сегодня студенты еще на стадии обучения могут применять полученные теоретические знания на практике. На базе ведущих российских вузов создаются лаборатории, испытательные площадки и даже целые технопарки, оснащенные новейшим оборудованием, в которых студенты работают над реальными заказами. В вузовских стенах смелые идеи становятся сначала прототипами, а затем реальными продуктами и технологиями, которые внедряются в производство.

Происходит это при тесном взаимодействии с профильными высокотехнологичными компаниями, которые являются основными заказчиками таких исследований и разработок.

Примеров такого сотрудничества уже немало. "Московский авиационный институт (МАИ) тесно интегрирован с индустрией и участвует в крупнейших перспективных аэрокосмических программах (МС-21, Superjet New, широкофюзеляжный самолет, "Сфера", РОСС и т.д.), - поясняет проректор по стратегическому развитию МАИ, член координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте РФ по науке и образованию Александр Шемяков. - В процессе своего обучения студенты работают над реальными проектами, проходят практики и стажировки на базе предприятий, входящих в госкорпорации "Ростех" и "Роскосмос", АО "КТРВ", ведущих российских ИТ-компаний".

Такая подготовка позволяет студенту погрузиться в профессию еще на стадии обучения, приобрести навыки работы в команде, научиться выполнять не просто узкопрофильные задачи, а смотреть на достижение цели широко, с точки зрения конечного продукта или технологии.

"В основе нашего подхода к образованию лежит подготовка комплексного инженера - уникального специалиста, способного внедрять новые технологические решения, выстраивать работу, отталкиваясь от образа конечного продукта и услуги, управлять междисциплинарными командами и проектами, - говорит Александр Шемяков. - Понимание жизненного цикла изделий, умение решать комплексные инженерные задачи, обладание цифровыми и управленческими компетенциями позволяет нашим выпускникам быть востребованными не только на профильных рынках, но и в других высокотехнологичных отраслях: энергетике, судостроении, строительстве, медицине и других".

Разработка образовательных программ также является важнейшим вектором взаимодействия вузов и бизнеса. Эксперты уверены, что у образования и реального сектора экономики должно быть единое понимание того, каким должен быть специалист завтрашнего дня, что он должен уметь и знать. И тут без совместной работы невозможно обойтись.

"Крайне важно, чтобы студенты получали актуальные, востребованные у работодателей знания, навыки и компетенции, - уверена ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова. - Поэтому в рамках приемной кампании 2023 года совместно с академическими и бизнес-партнерами было разработано более 40 новых программ в таких областях, как цифровое производство новых материалов, экономика замкнутого цикла, цифровая лингвистика, управление качеством испытательных лабораторий и другие. Сейчас идет первый набор на магистерскую программу "Биомедицинская инженерия и биофабрикация", где будут готовить специалистов в области создания 3D-биопринтеров нового поколения. Программа разработана совместно с партнерами университета: ГК "Росатом", 3D Bioprinting solutions, Института пластической хирургии и косметологии, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина и другими".

Важный вектор взаимодействия вузов и бизнеса - разработка образовательных программ

Процесс интеграции вузов с реальным сектором экономики также дал импульс созданию научно-образовательных структур на базе промышленных предприятий. Компании хорошо понимают, что тесное взаимодействие с вузами имеет для них массу плюсов, поэтому сегодня бизнес максимально вовлечен в процесс подготовки будущих специалистов. Речь идет не только об оснащении лабораторий и испытательных площадок в рамках вуза, но и о создании учебно-производственных центров на базе самих предприятий, вовлечении студентов в научную деятельность.

"Наши студенты участвуют в создании технологий для сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения, цифровых двойников летательных аппаратов, в формировании услуг на базе малых космических аппаратов, в проектах в области аэромобильности, разрабатывают цифровые платформы проектирования высокотехнологичной техники и программы оптимизации производств под стандарты Индустрии 4.0., - говорит Александр Шемяков. - Кроме того, многие студенты, аспиранты и молодые ученые занимаются собственными инновационными разработками. Для системной работы по развитию перспективных проектов и предпринимательских компетенций в МАИ создана стартап-студия".

Сегодня человечество переживает четвертую промышленную революцию, цифровизация входит во все сферы нашей жизни. Поэтому значение технических профессий и роль естественно-научного образования трудно переоценить. Именно ученые и инженеры будут определять дальнейшее развитие технологий и многих отраслей промышленности.