Ректор Белорусcко-Российского университета Лустенков - об особенностях приемной кампании-2023

Только за последние три года в БРУ открыто 13 новых направлений 
подготовки.
Только за последние три года в БРУ открыто 13 новых направлений 
подготовки. / Андрей Сазонов
Финиширует вступительная кампания в вузах Беларуси и России. Она даст ответы на многие вопросы, которые волнуют сегодня не только будущих студентов, но и преподавателей, руководителей высшей школы, а также работодателей.

Какие специальности сегодня в приоритете у абитуриентов и востребованы на рынке труда? Как с учетом новых экономических и иных реалий выстраивать учебный процесс? Каковы в целом тенденции высшего образования? На эти и другие актуальные вопросы ищут практические ответы и в Белорусско-Российском университете, который все увереннее занимает позиции лидера в союзном образовании. Об особенностях нынешней приемной кампании, образовательных трендах и способности университета оперативно решать задачи подготовки нужных специалистов, которых завтра ждут на предприятиях, наш корреспондент беседует с ректором БРУ Михаилом Лустенковым.

Михаил Евгеньевич, сейчас горячая пора для вузов. Давайте начнем наш разговор с оценки нынешней приемной кампании.

Михаил Лустенков: Можно с уверенностью утверждать, что она проходит успешно. Осуществляем набор более чем на 30 специальностей по образовательным программам Беларуси и России. Уже подвели итоги зачисления абитуриентов на бюджетную дневную форму, в настоящее время идет набор на платную форму обучения.

У абитуриентов по-прежнему в приоритете IT-специальности: "системы управления информацией", "программная инженерия", "информатика и вычислительная техника", "прикладная математика". Самый высокий проходной балл - он вырос с 334 до 355 - на "электронный маркетинг", где одновременно с компетенциями программиста студенты получают компетенции специалиста экономического профиля. Отмечу при этом, что повышение проходного балла наблюдается практически на всех специальностях. Вторая по востребованности "транспортная логистика". Абитуриенты смотрят на перспективу и понимают, что, невзирая ни на какие санкции, за управлением логистическими цепочками будущее.

Что касается российских образовательных программ, то тенденции практически те же, что и год назад, но за некоторым исключением. Если тогда в топ-3 специальностей входили "программная инженерия", "информатика и вычислительная техника" и "прикладная математика", то в этот раз замыкает тройку "нефтегазовое дело". Это новая специальность по российским программам, а по белорусским добавилась "экспертиза и управление недвижимостью".

Только за последние три года в БРУ открыто 13 новых направлений подготовки. Насколько гибкой в современном динамично меняющемся мире должна быть сфера образования?

Михаил Лустенков: Крепкая экономика - залог стабильности в нашем обществе, и мы должны насытить ее высококлассными кадрами. Предлагаем абитуриентам только то, что будет формировать экономику Союзного государства через несколько лет, поэтому постепенно закрываем невостребованные направления.

Михаил Лустенков: Перед нашими выпускниками, без преувеличения, открыты все двери. Фото: Андрей Сазонов

В первую очередь ориентируем молодежь именно на специальности технического профиля, формирующие основные отрасли экономики: технологию машиностроения, современные методы обработки, в том числе 3D-моделирование. Креативные инженеры, технари востребованы всегда, а в условиях санкционного давления, необходимости импортозамещения высококачественная подготовка таких специалистов приобретает особую значимость.

При этом уходим от узкой технической направленности. Наряду с традиционными автомобиле- и машиностроением, электроникой, приборостроением, промышленным и гражданским строительством, представлены и современные инновационные специальности, связанные с новейшими тенденциями развития инженерного образования.

Но готовите и гуманитариев?

Михаил Лустенков: Да, активно развиваем гуманитарную составляющую - это специальность "Зарубежное регионоведение". Направление особо востребовано, ведь у этих студентов большие перспективы. Во время обучения они получают знания в области истории, политики, культуры, социально-экономической жизни европейских стран, изучают несколько иностранных языков. На выходе получим специалистов, которые, работая в органах власти, бизнес-структурах, некоммерческих общественных организациях, будут заниматься организацией и реализацией международных проектов.

На каждого нашего выпускника поступает по 6 заявок от работодателей России и Беларуси

У нас налажены контакты и подписаны договоры с более чем 70 российскими вузами. Наши студенты выезжают туда на практику, знакомятся с регионами от Калининграда до Дальнего Востока, участвуют в различного рода конференциях, круглых столах, семинарах, летних школах.

Знаю вашу позицию, что молодежь - главный ресурс общества и его движущая сила, но эту силу нужно направлять, плотно заниматься воспитанием.

Михаил Лустенков: Несмотря на то что наш университет преимущественно технический вуз с основной функцией готовить инженерные кадры для экономики Союзного государства, статус межгосударственного вуза подразумевает миссию объединения образовательных систем двух стран, развитие не только научной, но и культурной составляющей. Созданы все условия для реализации научного, творческого и спортивного потенциала.

В частности, открываем центры, с помощью которых студенты могут получать образование не только у нас, но и знакомиться с самыми лучшими практиками вузов Российской Федерации. За последние годы появились Центр русского языка и культуры "Пушкинский центр", совместный с Новосибирским государственным техническим университетом международный Центр образования науки и культуры, также Центр евразийских исследований имени А. А. Громыко - это наш совместный проект с Российским государственным гуманитарным университетом.

Все лаборатории университета оснащены современным оборудованием по последнему слову науки и техники. Фото: Андрей Сазонов

Белорусско-Российский университет может похвастать очень солидной материально-технической базой. Почему так важно уделять этому внимание?

Михаил Лустенков: Без нее совершенствовать учебный процесс, развивать инновационные, научно-технические направления невозможно. Наш новый учебно-лабораторный корпус, оборудование для которого закупали за счет Союзного государства, придал серьезный импульс для генерации новых идей, научных разработок и внедрения их в производство. Все лаборатории университета оснащены современным оборудованием по последнему слову науки и техники, что позволило повысить уровень подготовки студентов и научных исследований. Многие разработки, к слову, внедряются в производство.

У нас налажены контакты и подписаны договоры с более чем 70 российскими вузами. Наши студенты выезжают туда на практику, знакомятся с регионами

Самое главное - подготовить востребованные кадры?

Михаил Лустенков: Перед нашими выпускниками открыты все двери. Они строят магистрали, дома, выпускают конкурентоспособную технику, участвуют в реализации инновационных проектов, в том числе по импортозамещению. На каждого поступает по шесть заявок от крупнейших организаций и предприятий Беларуси и России! Расцениваем это как показатель качественной подготовки и правильного вектора работы.

Досье "СОЮЗа"

Белорусско-Российский университет был организован в Могилеве 20 лет назад на базе местного машиностроительного вуза. Он стал первым шагом на пути к созданию единого образовательного пространства Союзного государства. Здесь готовят специалистов для реального сектора экономики, выпускники распределяются и направляются на ведущие предприятия Беларуси и России.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться