В России хотят вернуть штрафы за превышение средней скорости
В данном случае Минтранс предложил свой проект на заседании рабочей группы по безопасности дорожного движения Аналитического центра правительства. Согласно этому документу, предлагается ввести в правила дорожного движения понятие "Средняя скорость". То есть в правилах будет прописано, что "значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка". Уточняется п. 10.1 ПДД: водитель будет обязан вести машину как с мгновенной скоростью, не превышающей "установленного ограничения", так и со средней, не нарушая введенных лимитов.
Как пояснили в Минтрансе, наиболее частым нарушением Правил дорожного движения является превышение установленного ограничения скорости. Существенное влияние на соблюдение водителями скоростного режима оказывает применение автоматических камер фотовидеофиксации. Вместе с тем точечная фиксация не позволяет исключить правонарушения на протяженных участках автомобильных дорог.
В связи с этим Минтранс России считает необходимым обеспечить возможность контроля превышения средней скорости движения транспортных средств.
В настоящее время термин "средняя скорость", а также запрет на ее превышение в Правилах дорожного движения не установлены. Согласно им, водитель должен управлять транспортным средством со скоростью, не превышающей установленные ограничения. Минтранс России предлагает ввести в ПДД определение "средняя скорость движения транспортного средства", а также дополнить правила обязанностью не превышать в том числе и среднюю скорость движения.
Это позволит в дальнейшем закрепить в КоАП ответственность за превышение средней скорости, конкретизировать процессуальную часть (определение места, даты и времени правонарушения), а также уточнить требования к размещению камер фотовидеофиксации. Контроль превышения средней скорости будет стимулировать участников дорожного движения к соблюдению скоростного режима, что направлено на повышение уровня безопасности, особенно на участках автодорог в малонаселенных районах.
Напомним, что Верховный суд не просто так отказался рассматривать нарушения, связанные с превышением средней скорости. Каждое нарушение должно иметь место и время совершения. А при установлении средней скорости и то и другое обстоятельство растягиваются до бесконечности. Достаточно напомнить о водителе, которого привлекли за превышение средней скорости на дистанции более 70 км.
Ассоциация "ОКО" поддерживает инициативы, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Так называемая "средняя скорость" - это просто измеренная скорость на протяженном участке дороги. Мгновенной скорости, к которой часто апеллируют, не существует.
Скорость - это векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения, вычисляется по формуле V=S/t (расстояние, разделенное на время). В камерах, которые фиксируют так называемую "мгновенную" скорость, измерения происходят точно по такой же формуле: радар засек время въезда и время выезда, расстояние известно, разделили - получили результат. А камеры средней скорости просто были разнесены на большее расстояние друг от друга.
С технической точки зрения для возобновления контроля за средней скоростью на дорогах все готово - комплексы фотовидеофиксации могут администрировать этот состав нарушений ПДД. Более того, технология измерения средней скорости уже применялась в России и доказала свою эффективность в снижении аварийности и смертности на дорогах: она позволяет убирать "рваный" режим движения с дорог и обеспечивает равномерность автомобильного потока. Важно отметить, что протяженность контролируемого участка при этом может быть любой - и 1 километр, и 5-10 километров.
Одно из главных преимуществ этого метода - подавление так называемых "мигрирующих" мест концентрации ДТП, когда после установки камеры в таком месте очаг аварийности смещается на несколько сотен метров от камеры. При этом контроль средней скорости обеспечивает соблюдение ПДД водителями на протяженных участках дорог. Дисциплинируя автомобилистов и "успокаивая" транспортный поток, метод контроля средней скорости ускоряет процесс снижения ключевых показателей аварийности - количество ДТП, погибших и раненых.