Вероника Игоревна, у ФМБА России на открывающемся завтра форуме "Армия-2023", как и в предыдущие годы, масштабная экспозиция. Какие инновационные разработки для армии и оборонно-промышленного комплекса представлены в этом году?
Вероника Скворцова: В этом году у нас на форуме сразу две площадки - это полностью обновленный по сравнению с 2021-2022 годами выставочный стенд ФМБА России и экспозиция специальной медицинской автомобильной техники, которая предназначена для применения нашими мобильными отрядами медицинского спецназа. Наши ведущие научные и медицинские учреждения представляют принципиально новые фармацевтические разработки, а также оборудование и приборы, созданные для обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности, оказания медицинской помощи как в ходе специальной военной операции, так и на этапах восстановления и реабилитации. Это, например, автоматизированные индикаторы биологических выбросов, детекторы для идентификации биопатогенов, тест-системы, иммунобиологические и другие препараты, антидоты, радиопротекторы, укладки для бойцов войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) и спасателей, а также инновационные разработки службы крови.
Как проходит работа над новыми препаратами или приборами? Обычно самое "узкое место" - это широкое внедрение. Как удается с этим справиться?
Вероника Скворцова: В структуру ФМБА входят 36 научных центров, из которых 11 имеют самые современные возможности для проведения фундаментальных исследований. В 13 центрах есть собственные производственные площадки, это дает возможность производить опытные партии лекарств, биомедицинских продуктов, медицинских изделий.
Для того чтобы новый продукт - будь то лекарство или медицинский прибор - стал доступен пациентам, необходимо провести клинические исследования у людей - это очень ответственный этап, и он затратный. Так вот, в ФМБА России более 20 научных центров имеют собственные клинические базы для проведения таких исследований. Кроме того, в структуре агентства восемь стратегических ФГУПов, их задача - масштабировать инновационные разработки до промышленных партий. Поскольку вся эта структура входит в ФМБА, централизованное вертикально-интегрированное управление позволяет практически устранить временные разрывы между фундаментальными и прикладными исследованиями. Путь от идеи до конечного продукта и внедрения его в практику сокращается, причем без потери качества и безопасности.
При этом ФМБА России работает в одной связке с министерством обороны, министерством промышленности и торговли, госкорпорациями "Ростех", "Росатом", "Роскосмос" и другими ведомствами.
Эпидемия коронавируса заставила весь мир серьезно задуматься о биологических угрозах. В агентстве создано новое оборудование для мониторинга биобезопасности. Рассказывают даже о "биологической разведке". Что это такое, как работает и какие угрозы позволяет выявлять?
Вероника Скворцова: Эпидемия коронавируса дала всем четко понять, что отслеживать биологические риски нужно всегда, а не только в период вспышек инфекционных заболеваний.
Наши специалисты за последний год разработали несколько приборов и устройств для обнаружения биологических угроз. Все они могут использоваться как в гражданских целях, так и в военном назначении для индикации и идентификации опасных биопатогенов.
На выставке мы впервые представляем автономный сигнализатор для биологической разведки МААС-БР. Он обнаруживает в воздухе в режиме реального времени биологические аэрозоли и идентифицирует их по групповой принадлежности - бактерии, вирусы, токсины и др. Сигнализатор может применяться в передвижных лабораториях, а также в местах массового скопления людей, например в аэропортах.
Также впервые представлена автоматизированная система специфической индикации биоагентов для анализа проб воды и клинических материалов, например крови. Система работает при температуре от 5 до 35 градусов, а выполняется анализ не более чем за 20 минут.
Особого внимания заслуживает анализатор биопатогенов АБП-2, также представленный впервые. Он служит для биологического контроля атмосферного воздуха и может обнаруживать аэрозоли возбудителей инфекционных болезней и токсинов в грузах и багаже, например в аэропортах. Окружающий воздух прокачивается через "аэрозольный щуп" - для получения ответа достаточно 15 секунд.
На стенде представлен и уникальный портативный прибор "Электронный нос" для экспресс-диагностики опасных инфекционных заболеваний (на примере COVID-19) по анализу выдыхаемого человеком воздуха. Время анализа составляет всего 1-3 минуты.
Еще одна уникальная разработка - прибор для экспресс-диагностики инфекций центральной нервной системы (нейроинфекций) на месте оказания медицинской помощи. Прибор позволяет идентифицировать нуклеиновые кислоты 16 патогенов. Анализатор универсален: его настройка через программное обеспечение и разработка адаптированного картриджа с реагентами позволит использовать его для обнаружения и идентификации других патогенов (биотайпер), а также различных генетических маркеров в in vitro диагностике.
"ПЦР-лаборатория на столе" для диагностики инфекций представляет собой удобный портативный прибор с высокой скоростью анализа (до 35-40 минут вместо суток). Прибор не требует от пользователя квалификации врача или лаборанта. При использовании нет необходимости в дополнительном оборудовании и реагентах.
На форуме представлены новые укладки для бойцов войск РХБЗ и спасателей. В чем их отличие от того, что используется сейчас?
Вероника Скворцова: По заказу минобороны мы разработали комплект средств радиационной и химической защиты. Эта экипировка крепится на бронежилете или верхней одежде бойца и предназначена для его защиты, в случае необходимости, от последствий воздействия радиации и опасных химвеществ. В состав комплекта входят противоядия (антидоты) от угарного газа, фосфорорганических, опиоидных и других отравляющих веществ, при воздействии которых - если вовремя не ввести антидот - человек может погибнуть в считаные минуты. Противолучевые средства (радиопротекторы) снижают тяжесть радиационного поражения. Чтобы максимально облегчить применение средств защиты в сложной боевой обстановке, они представлены в самых удобных для введения формах - в преднаполненных шприцах и быстро действующих капсулах.
А что такое "сухая плазма"? И для чего она нужна?
Вероника Скворцова: Лиофилизированная или так называемая "сухая" плазма имеет все свойства свежезамороженной плазмы, но намного удобнее в применении. Хранить ее можно при температуре выше +5, а значит, не требуется морозильное оборудование. Ее проще транспортировать, она имеет небольшой вес. А главное, мы предлагаем лиофилизированную плазму, обладающую групповой универсальностью: ее можно вводить без опасений пациентам с любой группой крови. Поэтому сухую плазму удобно применять в зоне вооруженных конфликтов и чрезвычайных происшествий без проведения теста на групповую совместимость крови.
Создание запасов такой плазмы нужно для отдаленных и труднодоступных территорий, для работы автономных групп, выполняющих специальные задания вдали от основного базирования (медотряды, суда, подводные лодки).
Также на форуме представлены совместные разработки ФМБА России и госкорпорации "Ростех" для службы крови: это автоматический аппарат для забора клеток крови и плазмы, который в процессе заготовки разделяет кровь на компоненты; аппараты стерильного соединения контейнеров и автоматического разделения крови на фракции.Без такого оборудования современная служба крови не может функционировать. И это важнейший шаг в импортозамещении.
ФМБА обеспечивает охрану здоровья работников стратегических предприятий, с опасными условиями труда. Какие новые решения есть в этой области?
Вероника Скворцова: Опираясь на многолетний опыт медико-санитарного обеспечения работников предприятий с особо опасными условиями труда, мы создали эталонную модель центра промышленной медицины. Такие центры создаются в ЗАТО, наукоградах и крупных промышленных городах. Наряду с современными медицинскими технологиями внедряются электронные системы управления потоками пациентов с помощью электронных браслетов и QR-кодов, что сокращает время диспансеризации до 1,5 часа одного дня.
На стратегических предприятиях открываются "Цифровые здравпункты" с возможностью дистанционной передачи данных в режиме реального времени профильным специалистам. Это важно для предприятий, где предусмотрено проведение предсменных и послесменных осмотров, включая токсикологическое и психофизиологическое исследования. Проведение осмотра занимает менее 15 минут. Эти комплексы представлены на выставке, и каждый посетитель сможет при желании пройти такое обследование.
В начале нашего интервью вы упомянули "медицинский спецназ". Что это такое?
Вероника Скворцова: Мы создали в ФМБА России особое подразделение - его специалисты хорошо подготовлены к работе в местах эпидемических вспышек, техногенных и природных катастроф, в труднодоступных местностях, зоне СВО. Это действительно спецназ медицины, который в кратчайшие сроки выдвигается туда, где он больше всего нужен.
Медицинский спецназ ФМБА России имеет, пожалуй, единственный в стране парк бронированных реанимобилей, а также операционные и реанимации на колесах, мобильные комплексы флюорографии и маммографии, лабораторной службы. Они не зависят от источников энергии, могут работать автономно, в любых условиях, позволяют оказывать медицинскую помощь любой степени сложности, в том числе высокотехнологичную.
Наш медицинский спецназ работает в зоне СВО с самых первых дней. Сегодня наши медики несут дежурство в Белгородской области, ДНР, Республике Крым, Энергодаре, на Запорожской АЭС, а также в Херсонской области, оказывая помощь пострадавшим в результате разрушения Каховской ГЭС.
В составе отрядов - врачи общей практики, анестезиологи-реаниматологи, педиатры, хирурги, травматологи, неврологи, психологи, а также фельдшеры, медсестры, водители. При необходимости направляются узкопрофильные специалисты. В общей сложности они оказали помощь уже более чем 65 тысячам человек.
Если говорить об участниках СВО, проходят ли они лечение в ваших медучреждениях?
Вероника Скворцова: Раненые в ходе СВО проходят лечение в наших ведущих учреждениях - Южном окружном медцентре, Федеральном медицинском биофизическом центре имени Бурназяна, Национальном МИЦ оториноларингологии, Федеральном НКЦ медицинской реабилитации и курортологии, филиале Федерального НКЦ специализированных видов медпомощи в Крыму и других. В Ростовской клинической больнице ЮОМЦ ФМБА России открыто отделение огнестрельных ранений и Центр спасения конечностей для оказания помощи пострадавшим в ходе СВО. На форуме представлен широкий спектр уникальных высокоэффективных комплексов медицинской реабилитации, разработанных ведущими научно-клиническими центрами агентства. Они значительно расширяют возможности восстановления нарушенных функций. Это тренажеры с биологической обратной связью и элементами виртуальной и дополненной реальности для коррекции двигательных нарушений; нейрогарнитуры, упрощающие реабилитацию при посттравматическом стрессовом расстройстве, с возможностью записи высокоточной электроэнцефалограммы в режиме реального времени.
Еще одна разработка - Айтрекер - отслеживает движение глаз и помогает врачам в оценке сознания больного и тяжести поражения его вегетативных центров, определения индивидуального курса реабилитации как на самом раннем этапе - непосредственно в реанимации, так и в дальнейшем.
Все инновации, представленные на форуме, разработаны всего за год. Как это удалось?
Вероника Скворцова: Конечно, все эти и многие другие разработки - это результат интенсивной и скоординированной работы стотысячного коллектива специалистов ФМБА России, работы, основанной на монолитном сплаве науки и медицинской практики.
ФМБА России - это одна большая команда, работающая по высоким стандартам служения здоровью.