Что изменится в работе такси в России и Беларуси
Времена, когда на рынке таксомоторных услуг властвовали таксопарки, когда машины проходили своевременный техосмотр, а водители перед выходом в рейс посещали медработника, канули в Лету. На смену пришли агрегаторы такси, деятельность которых не всегда прозрачна. Вызывает вопросы и организация безопасности пассажиров. Не секрет, что значительное количество авто с шашечками элементарно не имеют полиса страхования.
И это только малая доля проблем на рынке услуг такси. Впрочем, в России с 1 сентября вступает в силу новая редакция закона о такси, содержащая сразу несколько серьезных новаций, направленных на обеспечение прозрачности и безопасности.
Ключевых изменений четыре. Первое - в законе появилась новая категория водителей такси, это самозанятые. Речь идет о специальном налоговом режиме, внедрение которого сейчас экспериментально проходит в России.
Второе - введено требование о прохождении аттестации водителя на знание города, в котором он осуществляет свою деятельность.
Третье - предоставляется разрешение на эту деятельность на бесплатной основе.
Еще одно изменение обусловлено цифровизацией и касается введения трех реестров: перевозчиков, такси и служб заказа такси. Все участники этого процесса становятся достаточно прозрачными.
Разберемся с новшествами подробнее. Отныне водитель должен заключить трудовой договор с работодателем, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве самозанятого. Это позволит сократить число таксистов-нелегалов.
Что касается реестра перевозчиков, то в него внесут сведения об электронном разрешении на перевозку.
Реестр такси объединит сведения о транспортных средствах и их владельцах, а реестр служб заказа такси будет содержать адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Это нововведение тоже для безопасности. Во-первых, в реестр смогут попасть только те автомобили, которые регулярно проходят техосмотр, а во-вторых - одна машина может быть подключена только к одному таксопарку или агрегатору. Это позволит исключить ситуации, когда водитель в стремлении заработать побольше подключается сразу к нескольким агрегаторам. Закончив смену на одном, он переходит на следующий, игнорируя режим труда и отдыха. И, соответственно, становясь опасным участником дорожного движения.
Одним из новшеств является и рост числа запретов для водителей на допуск к управлению такси. Так, с осени к управлению не допустят тех водителей, кто на день до перевозки имеет более трех неуплаченных штрафов за нарушения ПДД. Исключение - если штрафы есть, а сроки давности по ним уже прошли. Кроме того, если у водителя ранее было повторное лишение прав и/или арест за нарушения в сфере дорожного движения, путь к баранке ему также заказан.
Кстати, с 1 марта 2023 года работает норма, согласно которой водить такси будет нельзя, если у человека есть неснятая или непогашенная судимость. Например, за убийство, разбой, изнасилование, наркотические преступления и терроризм, либо его преследуют по УК РФ за такие деяния.
Как быть тем работникам, которые приезжают в Россию на заработки из стран ЕАЭС, включая Беларусь? Юристы поясняют: если таксист заключает трудовой договор, то при оформлении на работу он должен предоставить работодателю две справки об отсутствии судимости. Первая в стране гражданского происхождения и вторая в стране осуществления трудовой деятельности. Что касается самозанятых, то эти две справки они должны представить тогда, когда будут получать разрешение на деятельность в такси. Есть специальные информационные ресурсы в каждой стране, где эти справки можно получить.
И, наконец, прежде чем получить право возить пассажиров, будущий таксист должен пройти аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинские и образовательные организации. То есть ситуаций, когда водитель сам не знает, куда ехать, и постоянно спрашивает у пассажира нужный поворот, в принципе теперь не должно возникать.
Нехватки легкового такси первого сентября пассажиры ощутить не должны, так как все действующие разрешения будут перенесены из прежних реестров в новые, говорит руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси (МЕФТ) Станислав Швагерус.
"Как дальше будет развиваться реализация нового федерального закона о такси, покажет время. Закон масштабный и комплексный, такого нет ни в одной стране мира", - объясняет он.
- А что с ценами? - спрашиваю я Станислава.
Стоимость поездок, по его словам, может вырасти на 10-20 процентов.
К слову, по данным Росстата, новая система охватит более 20 миллионов граждан, 453 тысячи легковых такси и будет работать в 89 субъектах Российской Федерации.
На рынке такси в Беларуси также грядут большие перемены. Летом на общественное обсуждение вынесли проект указа "Об автомобильных перевозках пассажиров", затрагивающий интересы водителей, диспетчерских служб, модных ныне онлайн-сервисов и, конечно же, пассажиров.
Документ предусматривает, в частности, создание реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Туда планируется включать сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах. Без включения в реестр либо в случае исключения из него легально работать не получится. Еще одна важная новация: иностранные компании будут вправе оказывать диспетчерские услуги, только если создадут юридическое лицо на территории Беларуси. Кроме того, диспетчерские службы должны будут использовать информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси, передавать заказы на перевозки только участникам реестра. Наконец, еще одно новшество: перевозчиков обязуют свою работу фиксировать на видео, а записи из машины хранить десять дней.
Внесение в реестр планируется платное: 2 базовые величины (в настоящее время это 74 белорусских рубля (2765 российских) за каждое транспортное средство), 1 - за каждого водителя, 100 - с каждого диспетчера такси. При внесении изменений также будут взимать деньги. В случае нарушений транспортная инспекция минтранса сможет приостановить нахождение в реестре водителя на месяц, автомобиля, перевозчика, диспетчера - на три. Отыграть ситуацию можно, только если устранишь нарушения.
В минтрансе считают, что предложенные новации посодействуют безопасности автомобильных перевозок и создадут условия для добросовестной конкуренции и повышения качества услуг. В том числе за счет предоставления полной и достоверной информации в налоговые, правоохранительные и контрольные органы. К слову, работа "шашечек" с использованием электронных сервисов вызывает немало вопросов у госорганов. Известны случаи, когда коммерсанты регистрировали субъекты хозяйствования, которые набирали штат водителей, заключали договоры с "Яндекс.Такси" и оказывали услуги по всей стране. При этом выручка скрывалась от налогообложения. Компании-однодневки, где в качестве директоров и учредителей выступали иностранцы, периодически менялись. Страдал не только госбюджет: большинство водителей не трудоустраивали официально. Появление специального реестра с полной информацией обо всех участниках сделает бизнес прозрачным, считают авторы новаций.
Предложенная трансформация рынка уже вызвала озабоченность у его игроков. Под эгидой Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси прошло обсуждение проекта указа с участием представителей нескольких десятков юрлиц. Вопросов немало, ведь появление нового реестра - своего рода возврат к существовавшему когда-то лицензированию. Чтобы соблюдать новые правила, нужно идти на дополнительные расходы. Часть неминуемо переложат на плечи пассажиров. Но готовы ли клиенты к росту тарифов, которые, к слову, у наиболее популярного в Беларуси агрегатора такси после продолжительной стабилизации увеличились совсем недавно - в мае? Вопрос открытый. Как и то, насколько активным может оказаться отток таксистов из бизнеса. Ведь не секрет, что услуги множества водителей актуальны только при доступных тарифах. По мнению игроков рынка, к будущему указу нужна "инструкция по применению", пока же ее нет.