Открыта экзопланета с плотностью выше, чем у стали

Jingyao Dou, University of Bristol

Международная группа астрономов обнаружила планету размером с Нептун, которая обладает невероятно высокой плотностью. Ученые говорят, что она даже еще более плотная, чем земная сталь.

Как пишет Phys.org, исследование опубликовано в журнале Nature. Астрономы описывают планету, химический состав которой заметно их удивил. Авторы открытия считают, что уникальный состав может представлять собой результат мощного планетарного столкновения.

Вновь открытый мир получил название TOI-1853b. Его масса почти вдвое превышает массу любой другой известной планеты аналогичного размера. А ее плотность, как отмечают исследователи, невероятно высока. Это означает, что в ее составе присутствует гораздо больше твердого каменистого материала, чем можно было бы ожидать для небесного тела такого размера.

Команда под руководством Луки Напониелло из Римского университета Тор Вергата выдвинула гипотезу о том, что вода и легкая атмосфера могли быть унесены с планеты в результате мощных ударов по ее поверхности. Возможно, вновь открытый мир пережил столкновение с другой планетой, как это, по мнению ученых, произошло с Землей на ранней стадии ее существования. Считается, что в результате столкновения с другим крупным телом от Земли оторвался огромный кусок породы, из которого затем сформировалась Луна.

"У нас есть убедительные доказательства высокоэнергетических столкновений между планетными телами в нашей Солнечной системе, такие, например, как существование Луны и Земли, - говорит соавтор исследования доктор Фил Картер из Бристольской школы физики. - Мы знаем, что в экзопланетных системах существует огромное разнообразие планет. Многие из них не имеют аналогов в нашей Солнечной системе".

Исследователи также подсчитали, что первоначальное планетарное тело TOI-1853b, вероятно, было очень насыщено водой. Чтобы она исчезла, планета должна была пережить экстремальный удар другого гигантского тела, которое двигалось бы в ее направлении со скоростью 75 км/с.

"Эта планета очень удивительна, - говорит соавтор работы Цзинъяо Доу. - Обычно мы ожидаем, что планеты, образовавшиеся из такого большого количества камней, становятся газовыми гигантами, такими как Юпитер, и имеют плотность, близкую к плотности воды. TOI-1853b имеет размер Нептуна, но ее плотность выше, чем у стали. Наша работа показывает, что подобное может произойти, если планета испытала чрезвычайно мощные столкновения на стадии своего формирования".