В чем отличие Правил дорожного движения в России от других стран

Российские Правила дорожного движения оказались самыми лояльными в мире, оценили эксперты. Естественно, в разных странах есть своя специфика, порой весьма неординарная и непонятная, но почти всегда любопытная и достойная внимания. Мы собрали наиболее интересные факты о правилах дорожного движения в различных странах. Что-то вас удивит, а может, даже возмутит. Итак, начнем.
Антон Новодережкин/ТАСС

Пока в России пытаются уговорить почитателей самокатов и моноколес обратить внимание на целесообразность соблюдения ПДД, в американском штате Огайо просто запретили им выезжать на дорогу. Хоть самокат, хоть скейтборд - ты пешеход. А выезд на проезжую часть обойдется в 1 тыс. долларов (94 тыс. рублей), или 6 месяцев в тюрьме. Безапелляционно!

У нас за непропущенного на "зебре" пешехода водитель заплатит штраф, а в Китае шоферу строго-настрого запрещено пропускать идущего: пешеход должен сам выбрать удобный момент и быстро пересечь проезжую часть.

В прошлом году в белорусский КоАП добавили ответственность за превышение "средней скорости"

В Финляндии за каждого пешего, который не получил свою долю уважения от водителя транспортного средства и не был пропущен в положенном месте, собственник автомобиля заплатит 150 евро (15 тыс. рублей). Впрочем, и перебегающий через дорогу, вяло бредущий на красный или шествующий вдоль дороги пешеход заплатит такой же штраф. Дорого, но демократично! Кстати, полицейских на дорогах не видно, всю работу выполняет беспристрастная электроника - камеры. Выполняет так, что нарушителей днем с огнем не сыщешь.

В европейских странах, конечно, покрытие дорог комплексами видеофиксации намного плотнее, чем у нас: иностранная глубинка или городской тупичок оснащены "всевидящим оком", а участники дорожного движения точно знают, что их нарушение, где бы оно ни произошло, без наказания не останется. В результате наблюдается тот самый накопительный эффект, когда пешеход или водитель на подсознательном уровне просто не пойдут на нарушение. Дорого, а заплатить придется. Как следствие неотвратимости наказания, Правила дорожного движения строго соблюдаются, а безопасность - на высоком "европейском" уровне. Вот откуда ноги растут, а не из менталитета, которым у нас так многое оправдывают. Менталитет - дело наживное, если его взращиванием постоянно заниматься.

К слову, в некоторых регионах нашей страны на этом направлении уже есть определенные успехи. В минтрансе Подмосковья недавно подчеркнули, что в регионе удалось поменять "поведенческую модель водителей", в том числе "нельзя не отметить и комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Большинство водителей осознанно не нарушают правила и аккуратно водят, понимая, что могут получить штраф". С начала года на дорогах Подмосковья в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" дополнительно установили 600 отечественных комплексов фотовидеофиксации последнего поколения "Азимут-4". За семь месяцев 2023 года количество ДТП на дорогах Московской области снизилось на 6,4% по сравнению с прошлым годом.

Одной из удивительных черт российских правил остается нештрафуемый порог в 20 км/ч, считают эксперты. Такой лояльности к показаниям спидометра еще поискать. Даже в близкой и родной Беларуси допустимо превышение лишь +10 км/ч, о чем российские водители, как правило, узнают только на пути домой. Рядом с границей стоит небольшое здание с большим значением: там выписывают штрафы сразу за все время пребывания в республике. Оплатил - выехал.

"Белорусские дороги - одно удовольствие: асфальт ровный, обочины чистые, а водитель - вежливый. Причина проста, и кроется она в общенациональном уважении к правилам. Выработанном, что естественно, на базе вручения довольно ощутимого штрафа за каждое нарушение. Еще в феврале прошлого года, например, в белорусский КоАП добавили ответственность за превышение "средней скорости", рассчитанной путем деления пройденного транспортным средством расстояния на время, затраченное этим транспортным средством на преодоление конкретного участка. Комплексы фотовидеофиксации, обученные вычислять среднюю скорость, установлены и в Минске, и на 10 участках дорог Могилевской области, и на трассах М1 и М7. Пора и нам последовать примеру самых близких наших коллег", - считает Ирина Скалябина, генеральный директор общественной организации "Союз безопасности дорожного движения".

Много уже было сказано слов о снижении скорости в городах до европейских 50 км/ч, но при сохранении нештрафуемого порога в +20 км/ч и низких штрафах, которые можно оплатить с 50% дисконтом. Штрафы в России действительно низкие: в одном из самых безопасных с точки зрения безопасности дорожного движения городов мира - Копенгагене - нештрафуемое превышение составляет 3 км/ч, а вот за 4 км сверху уже предстоит отдать больше 10 тыс. рублей. Наши традиционные "+20 км/ч" в Стокгольме обойдутся в 25 тыс. рублей.

В Финляндии размер штрафа за нарушение Правил дорожного движения зависит от тяжести правонарушения и дохода правонарушителя, который полиция вправе проверить по базе данных налогоплательщиков. При расчете суммы штрафа учитывается и то, насколько сильно был превышен скоростной режим. Заканчивая со Скандинавским полуостровом, отправимся в Осло, где интересна шкала начисления штрафов: там цифра растет не каждые 20 км/ч, а каждые 5 км/ч, и +20 км/ч будет стоить уже 50 тыс. рублей. Вот она, цена безопасности дорожного движения.

Дорога перестанет быть источником смертей и аварий только в тот момент, когда каждый участник движения начнет неукоснительно соблюдать правила. Ударение на слово "каждый", ведь и пешеход, и пассажир, и велосипедист, и юный спортсмен на самокате в огромных наушниках и капюшоне - такие же участники дорожного движения, как и водитель. Только ответственность каждого принесет плоды, когда она станет обязательной и безальтернативной.

Однако стоит напомнить, что и дисконт в полштрафа, и возможность превышать скорость до 20 км/ч в России появились не просто так. После введения дисконта количество оплачиваемых штрафов выросло с 30% до 98%. Так что эта мера стимулирования граждан вполне себя оправдала.

А что касается превышения скорости до 20 км/ч, то пока не будет проведена ревизия дорожных знаков на всей территории России, отказываться от нее нельзя. Иначе все суды захлебнутся в жалобах водителей, ведь знаки у нас до сих пор ставят как попало. Но не забывают поставить за ними камеру.

Кстати, не раз уже МВД заявляло, что отменять рубеж в "+20 км/ч" не имеет под собой оснований. Поскольку, пока нельзя установить, что скорость была превышена именно по собственному желанию водителя, а не из-за странной организации дорожного движения.