Предлагаются разные меры: и продовольственные карточки, и фудшеринг - раздача продуктов с заканчивающимся сроком годности, и выпуск специальных продуктов для бедных. Словом, очень много креативных идей. И всякий раз эти идеи ни к чему не приводят. И вовсе не потому, что правительство не хочет облегчить жизнь россиян за чертой бедности. Причина, по которой не принимаются благие инициативы, только в том, что практически в каждой есть недостаток, который не позволяет реализовать их на практике.
И вот, я снова вижу "новые" и "креативные" идеи от экспертов. Опять предлагаются социальные ярмарки, фермерские продукты по себестоимости, полки с бесплатными товарами с истекающим сроком годности, электронные социальные карты, которыми можно было бы платить за определенные категории товаров. Есть и действительно новые предложения, в русле времени: целевые электронные сертификаты на покупку, например, лекарств, с помощью цифрового рубля, а также разделы "социальных товаров" на маркетплейсах.
Что тут сказать? Только процитировать известную поговорку: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Все эти меры либо ненужные, громоздкие и дорогие на практике, либо уже успешно осуществляются без помощи государства.
Во-первых, задам главный вопрос: на кого эти инициативы рассчитаны? Согласно данным Росстата, в стране 14 млн. человек с доходами ниже границы бедности. Да, это немалое число людей. Но они размазаны тонким слоем по всей огромной территории страны, и создание для них специальной логистики - задача методологически нетривиальная, административно, юридически и технически сложная. Об этом нужно говорить отдельно, поэтому сразу скажу - проще и дешевле повышать пенсии и зарплаты. Что, повторюсь, и так происходит.
Во-вторых, уже сегодня во всех крупных розничных сетях есть система скидок на продукты с кончающимся сроком годности. Любой пенсионер может найти специальные ценники на полках с такими товарами. Что касается утилизации продуктов с просроченным сроком годности - да, действительно, под нее подпадают большие объемы продовольствия, однако продавцы делают это не из жадности, а ради безопасности. Если кто-то отравится просроченным сырком, отвечать за это будет не фудшеринговая платформа, а конкретная торговая сеть.
В-третьих, захотят ли малоимущие покупать дешевые товары для бедных, которые вряд ли будут более качественными, а не обычное продовольствие "не для бедных"?
В-четвертых, как только госорганы начнут отбирать производителей, участвующих в продовольственных социальных программах, тут же найдутся недовольные, которых в программу не включили, пойдут разговоры о коррупции и нецелевом использовании денег, пусть даже там будет идеальная прозрачность распределения субсидий.
В-пятых, бесплатных продуктов не бывает. Чтобы снизить цены, государству придется дотировать производство дешевого продовольствия, предоставлять налоговые льготы сетям, выкупать у них полки для выкладки тех самых дешевых продуктов для бедных, оплачивать мелким региональным фермерам транспортировку их продукции на социальные ярмарки и делать много чего другого, что в функции госорганов совершенно не входит. Скорее всего, для этого придется создавать специальную структуру с сотнями тысяч занятых, и финансировать которую будет тот же бюджет. И это, поверьте, немалые деньги, которые тоже придется где-то изыскивать.
Вот и выходит, что проще и надежней регулярно повышать МРОТ и пенсии, чем наше правительство регулярно и занимается. А снабжение населения продовольствием лучше оставить фермерам и торговым сетям. Они в этом лучше понимают.