Первый - "Москва: место встречи" - появился в 2016 году и объединил короткие произведения 32 авторов, "прогулявшихся" по любимым местам столицы: ВДНХ, Арбат, Ленинские горы, Гнездниковский переулок и другие.
Это был пробный шар. Рассчитывать на успех сборника в то время, когда сам жанр рассказа перестал котироваться на книжном рынке, когда все прозаики бросились писать романы, за которые только и можно было получить престижные премии, не приходилось. И вдруг - огромный успех! В настоящее время этот сборник стал настоящим бестселлером.
Почему? Казалось, время коллективных книг ушло в прошлое. Это в начале ХХ века "Сборники товарищества "Знание" и альманахи издательства "Шиповник" были нарасхват. Это было время альманахов. Кажется, Максим Горький первым догадался, что имеет смысл объединять литературных "звезд" под одной обложкой в своем издательстве "Знание". Так, в самом начале 1900-х годов стали выходить сборники, куда свои новые вещи отдавали Бунин, Куприн, Вересаев, Серафимович, Леонид Андреев, а затем более молодые Иван Шмелев и Борис Зайцев. Эти сборники выходили вплоть до 1917 года и пользовались неизменным успехом. Во-первых, для читателей получить в одной книге столько знаменитых имен было просто выгодно - книги тогда были дороги. Во-вторых, они представляли собой как бы срез лучшей прозы того времени, давали общее представление о том, что происходит в литературе. Вот Бунин написал "Деревню". Вот Куприн - "Яму". А Горький - "Мать". И читатель мог понять, что происходит в деревне, на фабрике и, простите, в публичном доме. А рядом - еще и пьеса Леонида Андреева "К звездам". Это - про интеллигенцию.
В советское время тоже выходило много альманахов. Но наибольшим успехом пользовались альманахи фантастики, которой вообще был дефицит, а также поэтические альманахи - например, "День поэзии". Но, чтобы коллективные сборники именно рассказов, причем "на заданную тему", вызывали читательский спрос, такого не припомню. Каким-то образом опытный редактор и издатель Елена Шубина угадала, что наступает время такого книжного тренда.
После московского сборника вышел сборник "В Питере жить" с рассказами о Северной столице. Потом - "Птичий рынок", где писатели рассказывали о домашних животных. Потом "Тело: у каждого свое..." - 39 текстов известных писателей, сценаристов, критиков, сами понимаете о чем.
Ну и после "Тела" сам бог велел обратиться к высоким материям. Сборник "Чудо как предчувствие" вышел накануне Нового года и наверняка станет отличным новогодним и рождественским подарком. Тем более что и издан он очень красиво.
Но это ни в коем случае не обычный книжный сувенир.
Читая сборник, в который вошли рассказы и эссе 15 авторов, среди которых Евгений Водолазкин, Григорий Служитель, Татьяна Толстая, Алексей Сальников, Денис Драгунский, Валерий Попов, Марина Степнова, актер Вениамин Смехов и другие, видишь, что само понятие "чуда" разные писатели понимают по-разному. Как, думаю, и все люди на земле.
Кто-то в чудеса верит, кто-то не верит. Для кого-то чудо - это случай, событие, которого не должно было быть, но оно произошло. Чудеса бывают не только светлыми и радостными, но и страшными. Повесть "Вий" Гоголя и "Семью вурдалака" А.К. Толстого никто не отменял, как и чудовищно страшных рассказов классика мирового "хоррора" Г.Ф. Лавкрафта.
Кто-то верит в церковные чудеса, кто-то, даже и верующие люди, подвергает их сомнению. Для одних чудотворные иконы - это реальность, для других - "опиум для народа". Кто-то свято верит в Небесный Огонь, ежегодно являющийся людям в Иерусалиме, кто-то "на пальцах" доказывает, "как это все делается".
Наконец, само понятие "чудо" очень размыто. Проще всего сказать: "Весь Божий мир - это чудо, какого еще чуда вы хотите?" Но это ничего не объясняет, потому что каждый человек индивидуален и эгоистичен: он хочет не чуда вообще, а конкретного чуда для себя. Христос это понимал и творил чудеса самые определенные: умножал количество хлебов, наполнял сети рыбаков рыбой и даже мертвых воскрешал не когда-то "в будущем веке", а здесь и сейчас - как Лазаря.
Собственно, этот сборник и посвящен эстетическому и философскому исследованию понятия "чудо". Как его понимают те, чьи книги уже имеют своих многочисленных читателей. Те, кому эти люди доверяют. Если хотите, это такой большой "круглый стол" "экспертов" по чудесам.
Сборник открывается эпиграфом - цитатой из беседы с переводчицей К.С. Льюиса ("Хроники Нарнии"), Г.К. Честертона, Варгаса Льосы и других мировых классиков Натальей Трауберг. В свое время она предложила очень интересное понимание чуда, которое может помочь нам иначе взглянуть на наши тревожные и не сулящие радостных перспектив дни:
"Мы не понимаем происходящих событий, в том числе чудес, потому что смотрим с изнанки и видим узелки и торчащие нитки, но, если зайти с лицевой стороны, мы увидим, что ангел вышивает полный смысла и красоты узор".
Хотелось бы, чтобы это было так. Можно верить или не верить в чудеса, но предчувствие чуда - естественное состояние человеческой души. Возможно, поэтому огромное количество людей и возлагает такие надежды на Новый год и 31 декабря пересматривает "Иронию судьбы...", словно в этом фильме заключен какой-то талисман на неожиданное счастье.