Нобелевскую премию по медицине получили исследования по разработке мРНК-вакцин против COVID-19

Нобелевской премии 2023 года по медицине удостоены Каталин Карико и Дрю Вайсман за разработку мРНК-вакцин против COVID-19.
Нобелевский комитет особо выделил беспрецедентные темпы разработки вакцин.
Нобелевский комитет особо выделил беспрецедентные темпы разработки вакцин. / AP

"Открытия двух лауреатов Нобелевской премии сыграли решающую роль в разработке эффективных мРНК-вакцин против COVID-19 во время пандемии. Благодаря своим революционным открытиям, которые фундаментально изменили наше понимание того, как мРНК взаимодействует с нашей иммунной системой, лауреаты поспособствовали беспрецедентным темпам разработки вакцин во время одной из величайших угроз здоровью человека в наше время", - сообщили представители Нобелевского комитета.

Карико и Вайсман опубликовали результаты своих исследований в 2005 г. В то время их статьи не привлекли особого внимания, однако заложили основу для критически важных разработок во время пандемии COVID-19. Их работа помогла в создании вакцин с мРНК, разработанных Pfizer/BioNTech и Moderna.

Комментарий

Александр Гинцбург, академик, директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи:

- Как следует из решения Нобелевского комитета, это разработчики технологии доставки генов на основе мРНК, упакованных в липидную оболочку. Суть этого открытия в том, что человека можно вакцинировать не только белками, но и генами, которые кодируют белки. И наша иммунная система реагирует на введение соответствующих генов или их копий в виде мРНК образованием антител, которые создают защиту и нейтрализуют возбудитель заболевания, против которого и создается вакцина - в данном случае против ковида-19.

В мире на сегодняшний день существуют две технологии вакцинации против ковида. Одна - на основе мРНК, о которой мы говорим. А другая - на основе векторных аденовирусов, разработанная в нашем Институте Гамалеи, на основании которой и создана вакцина "Спутник-V" и еще пять или шесть зарегистрированных вакцинных препаратов для различных возрастов, от того же возбудителя.

Фото: Сергей Михеев/РГ

На наш взгляд, аденовирусные технологии все же лучше, по той причине, что побочных эффектов гораздо меньше при достижении того же результата, так как аденовирус сосуществует с человеком с момента возникновения рода человеческого. Поэтому, когда он используется в качестве вектора для доставки соответствующих генов, они вызывают гораздо меньше побочных эффектов, чем мРНК-технологии.

С другой стороны, если использовать вакцины не внутримышечно, а интраназально, то создается стерильный иммунитет, что принципиально имеет значение для эпидемиологических последствий вакцинации, так как прерывается цепочка передачи возбудителя от одного человека к другому, что невозможно достичь с помощью любой другой технологии, в том числе на основе мРНК. У мРНК преимущества если и будут, то только в плане создания вакцин против онкологических заболеваний, где нужен очень мощный и кратковременный ответ на вводимый вакцинный препарат, и там всякая "побочка" уже не имеет большого значения.

Вручение Нобелевской премии за разработки в области вакцин и в контексте борьбы в COVID-19 показывает, насколько значимым стимулом для развития и возможностью для испытания биомедицинских технологий стала пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией. Это также показывает значимость проблемы COVID-19 в глобальном масштабе и востребованность исследований и разработок, направленных на борьбу с пандемией.

Несмотря на то что COVID-19 больше не считается ВОЗ вызывающей чрезвычайную ситуацию в области общественного здоровья, пандемия продолжается. Постоянно появляются новые варианты вируса, позволяющие ему сохраняться, что приводит к волнообразному росту заболеваемости, количеству госпитализаций и смертности.

Применение профилактических препаратов внесло существенный вклад в защиту людей по всему миру, наибольшее распространение получили вакцины, использующие в основе мРНК и аденовирусные векторы. Обе технологии относятся к классу генетических технологий, когда в качестве действующего вещества в составе лекарства содержится не конечный продукт, а инструкция по его получению. Именно этот принцип используется в аденовирусных векторных системах, разработанных в Институте Гамалеи, на основе которого был разработан отечественный препарат для профилактики COVID-19 - вакцина "Гам-КОВИД-Вак", известная во всем мире как "Спутник V".

Вакцины семейства "Спутник" сейчас доступны для различных возрастов, а также в нескольких форматах - не только в форме, требующей укола (инъекционная форма), но также в назальной форме (в виде спрея). Именно возможность формирования мукозального иммунитета (иммунитета слизистой) является одним из важнейших преимуществ аденовирусной платформы. Аденовирусы естественным образом взаимодействуют с клетками слизистой, что позволяет получать иммунный ответ наиболее активный на пути проникновения инфекций с аэрозольным механизмом передачи. Именно такой инфекцией является COVID-19. Именно такой иммунитет нужен для прекращения циркуляции вируса SARS-CoV-2 в популяции. Таким образом широкое применение назальных аденовирусных вакцин было бы не только клинически, но и эпидемиологически значимым для дальнейшего контроля пандемии COVID-19. Прерывается цепочка передачи возбудителя от одного человека к другому, что невозможно достичь с помощью любой другой технологии, в том числе на основе мРНК.

Это новая технология, полноценное раскрытие потенциала которой только ожидается в будущем. Поэтому, когда аденовирус используется в качестве вектора для доставки соответствующих генов, он вызывает гораздо меньше побочных эффектов, чем мРНК.

Присуждение столь высокой премии - всегда повод для поздравления. И надежда на дальнейшее продвижение в важнейшей сфере охраны здоровья.