Более 80% продукции идет на экспорт. Как делают могилевские лифты
Дело требует гибкости
Сразу охватить все взглядом невозможно. Каждый лифт - это несколько тысяч деталей. И кабина, кстати, не самый трудоемкий и технологичный узел. Сложнее изготовить лебедку и систему управления - "мозг" и "сердце" лифта, как называют их сами лифтостроители. И здесь были необходимы импортные комплектующие, выпуск которых пришлось налаживать своими силами.
Как вышли из ситуации, рассказал генеральный директор ОАО "Могилевлифтмаш" Сергей Чертков:
- Начали работать над диверсификацией, смотреть, что из комплектующих можно производить у себя. Сырье и комплектующие, которые приобретались в западных странах, в максимально возможные сроки были замещены собственными. Так, например, новая разработка востребованной в настоящее время безредукторной лебедки, которая используется в том числе и при производстве высокоскоростных лифтов, уже запущена в серийное производство.
История предприятия начинается в 1966 году, когда в СССР стали активно строить многоэтажные дома, которые необходимо было оборудовать лифтами. Если в начале 1990-х изготавливалось только две модели, то сегодня их в номенклатуре более 180: грузовые, панорамные, больничные, коттеджные…
Работать гибко, выпускать товары под заказ позволяет современное оборудование. Курс на обновление "Могилевлифтмаш" взял на старте нулевых, внедряя в том числе и новейшие технологии. Была, например, полностью заменена линия покраски. Усовершенствовали и механическую часть производственного процесса, установив мощные современные машины. На одной из них оператором станка ЧПУ работает Игорь Глинкин. Парень отучился в Могилевском государственном политехническом колледже, по распределению попал на лифтовый. Игоря поставили на ответственный технологический этап - обработку корпуса лебедки. Все контролирует компьютер, нужно лишь правильно выставить настройки на пульте управления.
- Детали поступают из литейного цеха. Корпус лебедки надо отшлифовать и отдать для дальнейшего производственного цикла, - объясняет Игорь. - В машинах такого типа разбираюсь, к тому же отучился на инженера на заочном отделении Белорусско-Российского университета. Стал лучше разбираться в узлах станка, гидравлике, механике, программах.
Эксклюзив в деталях
В механосборочном цехе изготавливают детали для редуктора, другие элементы лифтов. Больше 30 лет здесь работает токарь и оператор станков ЧПУ Вячеслав Мартыненко. Он хорошо помнит, как развивался завод:
- Мне было 16 лет, когда попал на предприятие. Здесь работал мой отец. Начинал с того, что сколачивал тару для готовых изделий. После армии попал с механосборочный. За эти годы застал разные этапы модернизации. Появилось современное оборудование, ушло много элементов ручного труда. А это не только комфорт, но и качество продукции.
Вячеслав изготавливает щиты для редуктора, шестерни, подшипники скольжения - одни из самых важных элементов редуктора. Они отвечают за бесшумный ход кабины. А вот сама кабина начинается с рулонов металла. Они нарезаются под нужные параметры на заготовительные листы. Каждый день - детали разной величины исходя заказов. Пробивка, лазерная резка - все сложные процессы выполняют машины. За операторами - контроль. Финальный этап - сборка в тару. Заказчику лифты поступают, как конструктор лего, в разобранном виде.
Раньше на "Могилевлифтмаше" выпускали подъемники, которые двигались со скоростью 1,6 метра в секунду, сейчас она увеличена до 2,5 метра в секунду. Новая разработка предназначена для высотных зданий - до 45 этажей. Грузоподъемность - 1400 килограммов.
В выставочном павильоне самые последние разработки: панорамные лифты для торговых центров, кабины с декоративными панелями в космическом стиле. Такой образец доставляет пассажиров в Могилевской областной детской больнице. По соседству - эксклюзивный вариант с декором из натурального камня. Конструкторы могут воплотить самые необычные идеи заказчиков. К примеру, компактные лифты для коттеджей. Могилевские лифты курсируют в здании Верховного суда Беларуси и Мирском замке, в здании Санкт-Петербургского горного университета. Для успешной деятельности на рынке России "Могилевлифтмаш" создает и развивает совместные сборочные предприятия. К примеру - в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.