В чем общая проблема этих инициатив?
Во-первых, "обелить" 30% тех, кто в тени, будет не так уж и просто. Исследования показывают, что сегодня около 6% занятых в экономике получает всю зарплату "в черную", то есть полностью неофициально, а еще 5% - "в серую", когда часть денег идет через кассу, а часть в конверте. То есть на самом деле "серые" и "черные" зарплаты - не такое уж и массовое явление. Вытеснению неофициальных зарплат будет препятствовать и характер теневой занятости. К числу работников "черного" рынка труда относится практически весь домашний персонал - уборщицы, сиделки, нянечки, присматривающие за детьми, те, кто занимается ремонтом недвижимости, работники торговли, особенно мелкой, разнорабочие и сотрудники мелких сельскохозяйственных предприятий. В значительной степени в зоне, не видимой для налоговых органов, находится рынок аренды жилья.
Знают ли налоговики обо всем этом? Еще как! Можно ли выявить тех, кто уклоняется от налогов? Да, можно, например, через сайты трудоустройства и рекламные площадки. Проблема в том, что потом уклонение от налогов доказывать надо, а это совсем непросто, так как нужно доказывать факт передачи денег из рук в руки. И потраченные на это ресурсы могут оказаться намного больше, чем доходы от пресечения налоговых правонарушений. Так что правительство действует мудро, когда предлагает для микробизнеса специальные налоговые режимы и с терпением относится к тому, что не все здесь образцовые налогоплательщики.
Точно так же Минфину приходится терпеливо объяснять, почему нецелесообразны изменения в порядке налогообложения доходов физических лиц, подобные тем, что предлагают депутаты. Во-первых, в России нет системы сбора данных о доходах и расходах людей, входящих в одно домохозяйство. Проще говоря, зарплата в 25 тысяч рублей в месяц - это не повод предоставлять человеку налоговые льготы, если у другого члена семьи зарплата 250 тысяч. А теперь прикиньте, какое количество средств и людей необходимо для того, чтобы разнести по семьям весь огромный массив сведений о выплаченных зарплатах и прочих доходах? И как быть, если на бумаге семья существует, а по факту давно распалась? Или наоборот - формально семьи нет, а на самом деле люди долго и счастливо живут вместе?
Вторая причина неприемлемости депутатской инициативы состоит том, что НДФЛ - налог местный, идущий в бюджеты регионов. То есть введение прогрессивной шкалы налогообложения, при которой доходы до 30 тысяч не облагаются, фактически приведет к уменьшению поступлений в низовые бюджеты, которые и без того не слишком богаты. Следовательно, центральным властям придется компенсировать выпадающие доходы из своих поступлений.
И еще одно, что заставило меня посмотреть на эти инициативы вместе. Введение прогрессивной шкалы, то есть установление необлагаемого порога доходов, тут же приведет к тому, что этим обстоятельствам начнут пользоваться для ухода от налогов. То есть мы внезапно увидим, как у нас стремительно вырастет количество людей, получающих менее 30 тысяч рублей в месяц. Это случится обязательно.
Я помню, как трудно в начале века правительство пыталось покончить с обилием всякого рода схем и "стиральных машин", позволявших отмывать деньги и уходить от налогов. И вот теперь кто-то в Госдуме предлагает создать лазейку для всех, кто хочет не платить налоги. Я уверен, предлагает он это из чистых побуждений, а вовсе не из-за желания получить немного пиара. Но лучше бы вообще такое не предлагать. У правительства с "обелением" доходов 30% занятых "в серую" и без того будут проблемы, даже без помощи народных избранников.