Почему растет количество аварий на российских дорогах и как с этим бороться
Порядка 90% всех дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушения ПДД водителями. При этом самым распространенным из них является превышение максимально разрешенной скорости движения. Всего с начала 2023 года 66 тысяч аварий произошло по вине водителей легковых автомобилей, из них 5,6 тысячи ДТП - по вине пьяных автовладельцев. Неужели российские дороги растеряли все достижения прошлых лет в области безопасности?
В общий сценарий стоит добавить еще два фактора: изношенность самих машин, которые по причине дороговизны не поменяли и не отремонтировали, а также шинный вопрос. Дело в том, что стоимость покрышек год от года растет, и многие водители именно в 2023 году решили свои шины "доездить". "Еще походит" сыграло злую шутку: лысая покрышка начинает скользить при первом же дожде. Она совсем не держит дорогу при снижении температуры и рвется от самых незначительных дорожных изъянов. Увы, но большинство на собственном опыте узнают: резина дешевле железа.
В тандеме имеем почти пятипроцентный рост аварийности, которая долгие годы только снижалась. Еще в конце лета вице-премьер Марат Хуснуллин, который курирует вопросы в области БДД, обратил внимание на проблему и поручил МВД России во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и главами регионов в двухмесячный срок сформировать "дорожную карту" мероприятий по снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях, среди которых установка "лежачих полицейских" и светофоров на пешеходных переходах, нанесение шумовых полос на участках дорог, а также проверка зон с разрешенными обгонами.
Кроме того, поручено переместить камеры фотовидеофиксации на аварийно-опасные участки дорог, а также на участки с большим количеством ДТП без пострадавших. Здесь следует сделать важное примечание, а скорее - даже задаться вопросом. Дело в том, что в сентябре 2024 года вступит в силу Федеральный Закон № 197, вносящий изменения в 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", который ограничивает возможность превентивного реагирования на аварийность. Другими словами - не предусматривает установку камер в местах, где нет ДТП с пострадавшими, а поручение Хуснуллина как раз это и разрешает. Как быть и что делать? Логично было бы предложенный вице-премьером подход закрепить на законодательном уровне, как раз через внесение соответствующих поправок в 197-ФЗ, и дать наконец возможность транспортным властям и ГИБДД регионов действовать на опережение - не ждать, пока на участке дороги накопится определенное раненых и погибших, прежде чем можно будет применить технические средства контроля соблюдения ПДД.
Что еще можно сделать на законодательном уровне? Вернуть метод контроля средней скорости. Тут процесс уже запущен: высока вероятность, что с 1 марта 2024 года в ПДД добавят понятие о средней скорости и необходимости ее соблюдения. Соответствующий проект постановления правительства прошел этап публичных обсуждений. Цель проста и ясна - уменьшить риски возникновения ДТП, связанных с превышением скорости движения. Кстати, одно из главных преимуществ этого метода - подавление так называемых "мигрирующих" мест концентрации ДТП, когда после установки камеры в таком месте очаг аварийности смещается на несколько сотен метров от нее. При этом контроль средней скорости обеспечивает соблюдение ПДД водителями на протяженных участках дорог. Дисциплинируя автомобилистов и "успокаивая" транспортный поток, метод контроля средней скорости ускоряет процесс снижения ключевых показателей аварийности - количество ДТП, погибших и раненых.
Вернемся к цифрам и разберем статистику аварийности по регионам. Обратим внимание на пиковые показатели: наибольший рост числа ДТП показали Омская область, Калмыкия и Северная Осетия. Не самые густонаселенные регионы, да и миллионного наплыва отдыхающих там не было. Отчего же столь резко скакнули цифры в отчетах?
Как всегда, истинная причина аварийности на дорогах кроется в целом букете факторов, и естественный износ транспортных средств тут далеко не на первом месте. Что на Кавказе, что в Калмыкии с правилами дорожного движения всегда были, мягко говоря, разногласия, а уж бескрайние просторы Сибири исправно стимулируют прибавить скорость - иначе, как говорят, никогда не доедешь. Увы, не доезжают по другой причине: самые жестокие и травмоопасные аварии случаются, когда превышение скорости дополняется выездом на встречную полосу движения. Проще говоря, вина техники вторична. Виноват участник дорожного движения.
Переходим к "что делать?". Тут можно и нужно использовать "рабочие кейсы", а не "изобретать велосипед". Нет времени на эксперименты. Тем более что этот самый "кейс" имеется: на общем фоне выделяется Московская область, дорогами которой пользуются миллионы водителей. Кроме того, именно через Подмосковье проходят все федеральные трассы, соединяющие Москву со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами государства. Только в минувший понедельник на дорогах Московской области зафиксировано порядка 924 тысяч автомобилей!
Несмотря на такой насыщенный трафик, за девять месяцев 2023 года число аварий и раненых в них людей в Подмосковье снизилось на 3% и 4% соответственно. Намечается пусть региональный, но успешный результат, который сейчас становится важным вдвойне. Можно ли его достичь в других регионах? Нужно!
Методик и процессов, позволивших добиться указанного выше успеха, Подмосковье не скрывает: надо делать все и во всех направлениях, бить во все точки и задействовать все силы. Только используя полный спектр допускаемых законом способов воздействия на всех без исключения участников дорожного движения, можно добиваться цели, невзирая на обстоятельства. Безусловно, важную роль занимает дорожное строительство: чтобы аварий было меньше, нужно сделать дорогу лучше. Но есть и другие механизмы, о которых многие забывают. Регулярные кампании по пропаганде БДД, включая и размещение мотивационных плакатов на щитах вдоль дорог, и работу с населением, начиная от общения с водителями и заканчивая самыми юными участниками дорожного движения, и постоянные рейды, в рамках которых выявляются пьяные водители, нарушители с ворохами штрафов, а также лишенные прав граждане, которые продолжают ездить за рулем. Социальный аспект безопасности дорожного движения в Московской области является обязательной сферой для всех: и для ГИБДД, и для Минтранса Подмосковья. Исключений не предполагается, поэтому и результат - на табло.
А еще Подмосковье - один из самых оснащенных дорожной инфраструктурой регионов. Отбойники, фонари, подсветка пешеходных переходов и, конечно, камеры фотовидеофиксации. Водитель в Московской области знает, что любое нарушение будет обязательно запротоколировано и обработано, а после - передано в виде постановления по адресу. Твердая уверенность в неизбежности наказания - лучший способ предотвратить нарушение. Это вековечное правило касается всех сфер, но на дороге оно подтверждается изо дня в день. "Стоит на участке появиться камере и сопутствующему ей знаку, как количество нарушений ПДД начинает снижаться день ото дня. Водители очень быстро узнают о новом комплексе и в массе своей просто перестают на конкретном месте нарушать: за первые две-три недели после установки комплексов фотовидеофиксации на участках дорог наблюдается существенное снижение нарушений правил дорожного движения. Далее в течение трех-четырех месяцев идет плавный спад. В итоге мы получаем шестикратное снижение количества нарушений ПДД за полгода", - подтверждает директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики оператора системы фотовидеофиксации "МВС Груп" Александр Домбровский.
Подводя итог, можно лишь в очередной раз повторить набившую оскомину истину: дорожники-то свое дело сделают, камеры и светофоры поставят, но безопасность дорожного движения зависит от каждого участника дорожного движения. Привилегированных нет - все обязаны соблюдать ПДД буква в букву. И водитель, и пешеход, и пассажир, независимо от возраста и социального статуса. Тогда и только тогда наша общая дорога станет безопасной для каждого. Не раньше.