Увеличение инвестиционной привлекательности удаленных регионов - задача не только бухгалтерская
Борис Титов - об идее Минфина ограничить льготы в ТОР и ОЭЗ: Социальные задачи перевесят, и прямо сейчас поправки не пройдут
Борис Титов
Рамиль Ситдиков/РИА Новости
Попытка Минфина изменить правила предоставления льгот в рамках особых экономических зон и территорий опережающего развития натолкнулась на массовое противодействие - и бизнес-ассоциаций, и региональных властей, и федеральных органов исполнительной власти, и законодателей.

Если вкратце - Минфин предлагает увязать суммарный объем льгот с объемом капитальных инвестиций (плюс вложения в НИОКР) резидента ОЭЗ за определенный период. Принцип такой: если с момента начала предоставления льгот они накопленным итогом превысили сумму капвложений плюс НИОКР, то в течение календарного года резидент теряет право на льготную ставку. Если "исправится" (подтвердив это бухгалтерскими документами), то право вернет. Но уже со следующего года.

Резиденты ОЭЗ и ТОР забеспокоились, что их проекты при новых условиях, мягко говоря, покачнутся. Потому что затраты - это не только капвложения, это еще и фонд зарплат, включая страховые взносы. И чем инвестпроект мельче (а в Дальневосточном регионе, к примеру, около 70 процентов резидентов осуществляют проекты с объемом инвестиций менее 400 млн. рублей), тем эта тенденция явственнее. Кроме того, инвестиционные вложения, рассчитанные, к примеру, на 10 лет, могут не делиться по годам строго пропорционально, и риск "вылететь" из условий применения льготы возрастает.

Мы отразили свою позицию на этот счет в письме на имя премьер-министра. Она заключается в том, что увеличение инвестиционной привлекательности удаленных регионов - задача не только бухгалтерская (требующая "отбития" затрат бюджета здесь и сейчас). Это задача политическая, социальная, демографическая и так далее. Не учитывать затраты на создание рабочих мест в этом балансе нельзя. А если учесть, что лишение льгот заставит средних и мелких инвесторов повышать себестоимость своих продуктов, под вопросом остаются перспективы импортозамещения и сырьевого экспорта.

У Минфина есть контаргументы. Новые условия - только для новых резидентов, которые получат этот статус после 1 января 2024-го. Допустим, хотя пока что в законопроекте этот аспект прописан не со стопроцентной достоверностью.

Второе обещание - увязывать размер льгот с капвложениями и НИОКР только в капиталоемких отраслях. "Там, где вложения не предусматриваются, например в сфере IT, этот принцип действовать не будет", - утверждает пресс-служба министерства. Но это именно обещание. В тексте законопроекта говорится лишь о том, что правительство разработает отраслевую систему коэффициентов при расчете "контрольного соотношения" между страховыми взносами и капинвестициями. Дескать, для разных отраслей подход будет разным. Но пока что системы нет, и предметно обсуждать нечего.

Думаю, социальные задачи перевесят, и прямо сейчас поправки не пройдут. А когда дело все же дойдет до реформы, то нужно будет обсуждать не обещания, а конкретику. Взвешивать плюсы и минусы не на словах, а на цифрах.

Борис Титов
уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
Поделиться