02.11.2023 20:21
Поделиться

Центром притяжения для гостей выставки "Россия" станет уникальный павильон на ВДНХ

В Москве на ВДНХ - долгожданная премьера: почетных гостей и первых визитеров примет 4 ноября павильон "АТОМ", заново построенный и оборудованный по последнему слову выставочной техники.
Иван Мартынушкин - Андрею Черемисинову: После того как в СССР испытали супербомбу, американцы стали сговорчивее и пошли на подписание Московского договора.
Иван Мартынушкин - Андрею Черемисинову: После того как в СССР испытали супербомбу, американцы стали сговорчивее и пошли на подписание Московского договора. / Александр Емельяненков

А перед этим там встречали ветеранов отрасли - в том числе тех, кто вывел нашу страну в технологические лидеры на этом направлении, кто сохранил и приумножил достижения Атомного проекта СССР.

Никем не срежиссированная, но абсолютно не случайная сцена разыгралась в тот день на моих глазах в просторном, с половину футбольного поля, и уже не пустующем вестибюле.

- Знакомьтесь: Иван Степанович Мартынушкин. Работал с Ванниковым, встречался с Курчатовым, а в середине 50-х открывал здесь же, на ВДНХ, павильон "Атомная энергия"...

Эти слова директор нового павильона Мария Уварова адресовала коллеге и бессменному уже два года куратору ударной и, без преувеличения, главной имиджевой стройки "Росатома" Андрею Черемисинову, чем привела его в легкое замешательство.

- Да, да - работал с Ванниковым, - подтвердила Мария и обернулась к ветерану: - Ведь вам уже 99?

- Без двух месяцев сто, - улыбнулся Иван Степанович.

Диалог, что был дальше, приводить не стану, а только скажу: спустившись вслед за Черемисиновым на самый глубокий уровень "АТОМа", наш герой, прошедший войну пулеметчиком, дважды раненный и трижды награжденный, не дрогнувший под вопросительным взглядом Лаврентия Берии "кто такой и здэсь зачем?", больше часа переходил из зала в зал, поднимался по ступенькам, осматривая экспонаты, задавал вопросы или комментировал: с этим встречался, а эти, когда звонили в приемную Ванникова, узнавали меня по голосу...

Дошли до бомбы РДС-1, Мартынушкин вспомнил себя в первый послевоенный год.

- На работу был направлен, как говорили тогда, в "почтовый ящик". Что да как, толком еще не разобрался. А через неделю встречаю рядом с проходной одноклассников - оказалось, живут поблизости. "Иван? Ты тут работаешь? А говорят, что только немцы - атомную бомбу делают...". У меня глаза на лоб: какую бомбу? какие немцы?? И - бочком, бочком, от этих вопросов подальше...

Память на имена и события - удивительная, рассказывает - боязно прерывать. Но и сам слушать не разучился, что в такие годы качество крайне редкое.

- За точку отсчета во всей концепции павильона мы взяли лето 45-го, - говорит Андрей Черемисинов, видя перед собой, возможно, самого понимающего из посетителей. - Открытие радиоактивности, деление ядер, термоядерный синтез - это все мы объясняем и показываем в других разделах экспозиции. А тут хотим донести главное: только что фашистские знамена брошены к мавзолею, а уже в августе - бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Одна война закончилась - началась другая, "холодная", с гонкой ядерных вооружений, где Советский Союз был в догоняющих...

Воевал до Победы, работал с наркомом Ванниковым, встречался с Курчатовым, а в середине 50-х открывал на ВДНХ первый павильон "Атомная энергия"

Вот про это - борьбу за технологическое лидерство, которая была всегда, а теперь вышла на качественно иной виток, - и рассказывают в павильоне "АТОМ". Рассказывают и показывают так, чтоб это было понятно взрослым и стало интересно детям.

Семь "вау!" из нового павильона

Охотники за ураном: как это было

В опломбированном вагоне из Германии прибыл в Россию не только вождь революции Ленин. В 1945-1946-м годах из секретных подземелий поверженного рейха таким же способом доставляли бочки с U-238.

Взгляд из кухни на ядерный дисбаланс

За количеством бомб и бомболетов напряженно следили генералы и политики с начала "холодной войны" и гонки вооружений. А на кухне - американской и советской - проследили впервые.

Супербомба замерла на отметке -21

Царь-Бомбу, или "Кузькину мать", как по-разному ее называют, взорвали на высоте 4000 метров от поверхности земли - ниже никак нельзя. А тут она пробилась на самый нижний - подземный - горизонт и зависла на отметке -21 метр...

Московский договор, открытый к подписанию

Договор о запрете ядерных испытаний на земле, в космосе и под водой был подписан в Москве в августе 1963-го. Узнать, сколько стран к нему уже присоединилось, можно и в интернете. А подписать самому, своими именем и фамилией, и получить об этом сертификат-подтверждение на адрес электронной почты, - только в павильоне "АТОМ".

Модели атомных былей и небылиц

Локомотив с реактором вместо парового котла или дизеля намеревались построить в США, но в последний момент передумали. А в СССР построили - мини-АЭС на колесном и гусеничном ходу. И флотилию атомных ледоколов. И атомный лихтеровоз с названием "Севморпуть". И первую в мире плавучую АЭС "Академик Ломоносов". Увидеть все это можно в чертежах, макетах и наяву.

Реактор изнутри: симфония ВВЭР-1200

Дав заглянуть к истокам и прикоснуться к славе творцов атомного века, вас не отпустят без сладкого на технологический десерт. Даже не заметите, как попадете внутрь энергоблока АЭС и сможете проследить за его работой под музыкальное светошоу. А покажется мало - удовольствие можно повторить. Или - дополнить ощущения панорамой того, как строят всем миром термоядерный реактор ИТЭР.

Еда из прошлого и напитки будущего

Когда устанете и проголодаетесь, изучая локации нового павильона, не надо искать перекус на стороне - еда тут же, под крышей. В ресторане "НЕО" - неорусская кухня, авторское прочтение блюд из прошлого, современная еда и блюда-фантазии по рецептам из будущего. А между первым и вторым можно узнать кое-что для себя об истории еды и научных открытиях в гастрономии.