Эксперт считает, что улучшить существующую систему общественного транспорта и мобильность в городах можно с помощью более эффективного использования дорожной сети.
"В России градостроительная история XX века складывалась так, что теперь наши города имеют генетическую предрасположенность к обслуживанию именно общественным транспортом. Это связано с очень высокой долей типового домостроения. Такого количества многоквартирного жилья не строилось ни в странах Запада и Европы, ни в США, - отмечает он. - Кроме того, массовые покупки легковых автомобилей за последние 15 лет повлекли за собой существенные транспортные проблемы, поэтому в сложившихся условиях основной вектор развития дальнейших инвестиций в городскую мобильность должен лежать в плоскости общественного транспорта".
Он добавил, что сейчас развитие общественного транспорта и городской мобильности зависит от выполнения нескольких задач. Первая касается подвижного состава, в частности - замещения выбывающей техники и наращивания объемов выпуска в систему пассажирского транспорта новых транспортных единиц. Это все можно реализовать силами отечественного, а также белорусского машиностроения. При этом в России наиболее приоритетным видом транспорта является трамвай, после которого идут троллейбусы и автобусы.
Вторая задача заключается в повышении качества транспортного планирования, поскольку вся новая техника, поступающая в город, должна быть эффективно направлена на те маршруты, где теоретически возможен наибольший пассажиропоток.
"Для части населения, передвигающейся на автомобилях, есть смысл в организации системы перехватывающих парковок. Тогда люди смогут доезжать до остановок и пересаживаться на общественный транспорт, не тратя при этом время на поиск места для автомобиля, - рассказал "РГ" эксперт. - Это поможет разгрузить дороги, а также добраться до места назначения без заторов по отдельной, выделенной для общественного транспорта полосе".
Для успешного развития общественного транспорта в регионах страны также необходимо наладить комфортное ценообразование. Это транспорт, от которого зависит городская мобильность всего работающего населения, поэтому проезд на нем должен быть с минимальными задержками по времени и по приемлемой стоимости. "Можно, например, ввести тарифы, которые позволяют не платить за пересадку между разными видами транспорта в течение 30 минут", - отмечает Павел Зюзин.
После того, как вышеперечисленные пункты будут реализованы, стоит заняться строительством новой инфраструктуры, считает эксперт. В первую очередь это касается проведения новых трамвайных линий, поскольку один вагон, а тем более - сцепка из двух, могут перевести намного больше людей, чем один автобус или троллейбус. В целом, трамвайный вектор развития общественного транспорта очень выражен в России. Сейчас в стране более 60 городов эксплуатируют трамваи. При этом большинство регионов ни одной новой линии за последние 30 лет не построили, но возвели много жилых районов. Трамвай способен обслуживать большие потоки, поэтому местности с новостройками очень нуждаются в строительстве новых линий.