Юрий Темирканов словно взлетал над оркестром вслед за дирижерской палочкой
    Михаил Швыдкой - о том, каким запомнил дирижера Юрия Темирканова
    07.11.2023 18:43
    07.11.2023 18:43
    Поделиться
    Юрий Темирканов любил повторять, что настоящими дирижерами становятся лишь после пятидесяти лет, а до этого человек, стоящий за пультом, все-таки капельмейстер. Он может добиться того, чтобы музыканты играли вместе, но ему недостает мощи владения оркестром как единым инструментом. Он не может заставить их слышать те звуки небесных сфер, которые превращают музицирование в творчество.

    Могу согласиться с ним лишь отчасти. Об этом моем несогласии говорил Юрию Хатуевичу при жизни. И всегда приводил один и тот же пример. Мне посчастливилось познакомиться с ним в 1966 году, когда он, только что ставший победителем Второго всесоюзного конкурса дирижеров, приехал в Сочи, где должен был дать концерт вместе с Государственным симфоническим оркестром Союза ССР. Они выступали в Летнем театре, расположенном в парке, который почему-то носил имя М.В. Фрунзе. И уже тогда 27-летний Юрий Темирканов покорял той художественной магией, которая не достигается ни хорошей выучкой, ни расчетливым интеллектом. Он словно взлетал над оркестром вслед за дирижерской палочкой, устремляясь в неведомые выси и увлекая за собой оркестр. Это было совсем непросто: в Госоркестре работали первоклассные музыканты. Попасть в него даже на последние пульты считалось огромной удачей и началом настоящей карьеры. У Госоркестра был только один серьезный конкурент - Заслуженный коллектив РСФСР Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Им с 1938 года руководил Евгений Мравинский, который в том же году получил первую премию на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров. Ровно через пятьдесят лет его возглавил Юрий Темирканов.

    Уже тогда, 1966-м, молодой дирижер покорил оркестр и музыкантов, в нем работающих. При том что они были крайне требовательны, даже придирчивы к молодому ленинградцу, рожденному в Кабардино-Балкарии. Позже понял, что в характере дирижирования Юрия Темирканова было несомненное сходство с художественным даром Георгия Товстоногова - мощный кавказский темперамент был огранен и ограничен строгостью петербургской классики, которая проникала во все виды и роды искусства, рожденного в городе на Неве. Они оба вносили в свое искусство особую энергию, подчинявшуюся высшим законам художественного мастерства. Эту редкую творческую породу Юрия Темирканова любовно раскрыла Людмила Станукинас в фильме 1974 года. Дух дирижирования Темирканова рождался из бурных рек, прорезающих таинственные ущелья, величественных горных хребтов, окутанных льдом и снегом, из магической, полной мистериальной мощи природы Кабардино-Балкарии. Дирижер был громовержцем, повелителем грома и молний, способным при этом открывать щемящую нежность и беззащитность природы. Ученица Ефима Учителя Людмила Станукинас принадлежала к той замечательной плеяде ленинградских документалистов 1960-1990-х годов, которые понимали, что неигровой кинематограф - художественный феномен, не существующий без особой образной ткани. "Дирижирует Юрий Темирканов" стал заметным явлением в творчестве Станукинас, даже в ряду ее первоклассных биографических фильмов - "Павел Серебряков", "Марк Бернес", "Андрей Петров. Сочинения", "Илья Эренбург"... К середине 70-х годов прошлого века и сам Юрий Темирканов утвердил себя как дерзкий мастер, способный решать творческие задачи любой сложности.

    Гастролями Госоркестра в Сочи летом 1966 года завершался первый сезон, когда главным дирижером и художественным руководителем оркестра стал Евгений Светланов. Гениальный дирижер, он был высоко требователен к приглашению и коллег по профессии, и солистов для выступлений со своим коллективом. Появление Юрия Темирканова за дирижерским пультом Госоркестра не было случайностью. У него со Светлановым были общие творческие корни. Как известно, Темирканов был учеником легендарного педагога Ильи Александровича Мусина. Сам И.А. Мусин учился у двух выдающихся дирижеров - Н.А. Малько и А.В. Гаука, который в 1936 году создал Госоркестр Союза ССР и был его первым художественным руководителем, а с 1953 по 1963 год работал главным дирижером в Большом театре. Светланов был учеником Гаука. Здесь вполне уместно вспомнить и то, что Е.А. Мравинский - еще один гений русской музыки - учился дирижированию у Малько и Гаука. А Темирканов был приглашен Мравинским в качестве дирижера-ассистента в его великий оркестр.

    Юрий Темирканов словно взлетал над оркестром вслед за дирижерской палочкой

    Эти подробности лишь подтверждают одно важнейшее обстоятельство: Юрий Темирканов формировался в художественной среде выдающихся музыкантов, получивших уникальное художественное образование и творчески распоряжающихся огромным наследием русской культуры. Как известно, много званых, да мало избранных. Юрий Темирканов был избранником даже в этом сонме гениев. Он был артистом в высшем и возвышенном смыслах этого слова. Его аристократическая творческая порода завораживала даже его недругов. Именно поэтому он добился права руководить великим оркестром Мравинского при всей несхожести их подходов к интерпретации великой классики. Именно поэтому его признавали музыканты лучших симфонических коллективов мира.

    Как настоящий кавказец, он любил своих товарищей в жизни и музыке

    Как настоящий кавказец, он был прекрасен в дружеском застолье, он любил своих товарищей в жизни и музыке. Ему были безразличны враги и необходимы друзья. Именно поэтому так увлекательны его рассказы о близких ему людях в документальной ленте телеканала "Культура" 2018 года "Монолог в четырех частях", название которой отсылает к структуре большой симфонии.

    Но когда он вставал за дирижерский пульт, он оставался один на один с сотней музыкантов, внемлющих его божественным рукам. И с небесами, которые призвали его несколько дней назад.

    Михаил Швыдкой
    доктор искусствоведения
    Поделиться