Могу согласиться с ним лишь отчасти. Об этом моем несогласии говорил Юрию Хатуевичу при жизни. И всегда приводил один и тот же пример. Мне посчастливилось познакомиться с ним в 1966 году, когда он, только что ставший победителем Второго всесоюзного конкурса дирижеров, приехал в Сочи, где должен был дать концерт вместе с Государственным симфоническим оркестром Союза ССР. Они выступали в Летнем театре, расположенном в парке, который почему-то носил имя М.В. Фрунзе. И уже тогда 27-летний Юрий Темирканов покорял той художественной магией, которая не достигается ни хорошей выучкой, ни расчетливым интеллектом. Он словно взлетал над оркестром вслед за дирижерской палочкой, устремляясь в неведомые выси и увлекая за собой оркестр. Это было совсем непросто: в Госоркестре работали первоклассные музыканты. Попасть в него даже на последние пульты считалось огромной удачей и началом настоящей карьеры. У Госоркестра был только один серьезный конкурент - Заслуженный коллектив РСФСР Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Им с 1938 года руководил Евгений Мравинский, который в том же году получил первую премию на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров. Ровно через пятьдесят лет его возглавил Юрий Темирканов.
Уже тогда, 1966-м, молодой дирижер покорил оркестр и музыкантов, в нем работающих. При том что они были крайне требовательны, даже придирчивы к молодому ленинградцу, рожденному в Кабардино-Балкарии. Позже понял, что в характере дирижирования Юрия Темирканова было несомненное сходство с художественным даром Георгия Товстоногова - мощный кавказский темперамент был огранен и ограничен строгостью петербургской классики, которая проникала во все виды и роды искусства, рожденного в городе на Неве. Они оба вносили в свое искусство особую энергию, подчинявшуюся высшим законам художественного мастерства. Эту редкую творческую породу Юрия Темирканова любовно раскрыла Людмила Станукинас в фильме 1974 года. Дух дирижирования Темирканова рождался из бурных рек, прорезающих таинственные ущелья, величественных горных хребтов, окутанных льдом и снегом, из магической, полной мистериальной мощи природы Кабардино-Балкарии. Дирижер был громовержцем, повелителем грома и молний, способным при этом открывать щемящую нежность и беззащитность природы. Ученица Ефима Учителя Людмила Станукинас принадлежала к той замечательной плеяде ленинградских документалистов 1960-1990-х годов, которые понимали, что неигровой кинематограф - художественный феномен, не существующий без особой образной ткани. "Дирижирует Юрий Темирканов" стал заметным явлением в творчестве Станукинас, даже в ряду ее первоклассных биографических фильмов - "Павел Серебряков", "Марк Бернес", "Андрей Петров. Сочинения", "Илья Эренбург"... К середине 70-х годов прошлого века и сам Юрий Темирканов утвердил себя как дерзкий мастер, способный решать творческие задачи любой сложности.
Гастролями Госоркестра в Сочи летом 1966 года завершался первый сезон, когда главным дирижером и художественным руководителем оркестра стал Евгений Светланов. Гениальный дирижер, он был высоко требователен к приглашению и коллег по профессии, и солистов для выступлений со своим коллективом. Появление Юрия Темирканова за дирижерским пультом Госоркестра не было случайностью. У него со Светлановым были общие творческие корни. Как известно, Темирканов был учеником легендарного педагога Ильи Александровича Мусина. Сам И.А. Мусин учился у двух выдающихся дирижеров - Н.А. Малько и А.В. Гаука, который в 1936 году создал Госоркестр Союза ССР и был его первым художественным руководителем, а с 1953 по 1963 год работал главным дирижером в Большом театре. Светланов был учеником Гаука. Здесь вполне уместно вспомнить и то, что Е.А. Мравинский - еще один гений русской музыки - учился дирижированию у Малько и Гаука. А Темирканов был приглашен Мравинским в качестве дирижера-ассистента в его великий оркестр.
Эти подробности лишь подтверждают одно важнейшее обстоятельство: Юрий Темирканов формировался в художественной среде выдающихся музыкантов, получивших уникальное художественное образование и творчески распоряжающихся огромным наследием русской культуры. Как известно, много званых, да мало избранных. Юрий Темирканов был избранником даже в этом сонме гениев. Он был артистом в высшем и возвышенном смыслах этого слова. Его аристократическая творческая порода завораживала даже его недругов. Именно поэтому он добился права руководить великим оркестром Мравинского при всей несхожести их подходов к интерпретации великой классики. Именно поэтому его признавали музыканты лучших симфонических коллективов мира.
Как настоящий кавказец, он был прекрасен в дружеском застолье, он любил своих товарищей в жизни и музыке. Ему были безразличны враги и необходимы друзья. Именно поэтому так увлекательны его рассказы о близких ему людях в документальной ленте телеканала "Культура" 2018 года "Монолог в четырех частях", название которой отсылает к структуре большой симфонии.
Но когда он вставал за дирижерский пульт, он оставался один на один с сотней музыкантов, внемлющих его божественным рукам. И с небесами, которые призвали его несколько дней назад.