Когда снимут ограничения на экспорт дизеля
После отмены запрета на экспорт бензина из России 17 ноября частичные ограничения сохранились только для отправки за границу ДТ. Но именно оно, а не бензин было основным экспортным товаром большинства отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). За границу его уходила половина и больше от объемов производства.
Любой долгоиграющий запрет экспорта товара, помимо снижения цен на внутреннем рынке, может привести к уменьшению объемов его выпуска и ухудшению качества продукции. Ограничения на экспорт ДТ действуют пока всего два месяца. О серьезном влиянии на производство говорить пока рано. Но в России есть НПЗ, которые были ориентированы исключительно на экспорт, в котором основную долю занимало ДТ.
Правительство 5 октября частично разрешило экспорт ДТ из-за опасности затоваривания нефтехранилищ. Поставки за границу были разрешены для производителей, которые транспортируют ДТ к морским портам с помощью трубопроводов и поставляют на внутренний рынок не менее 50% от выпускаемого топлива. Ранее по трубопроводам в порты отправлялось две трети ДТ, предназначенного для поставок в другие страны.
Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, в сентябре 2023 года (а запрет вступил в силу 21 сентября) ежедневные объемы поставок ДТ из России на внешние рынки сократились на 28%.
При этом на бирже цены на ДТ, по-видимому, уже стабилизировались. Их падение прекратилось, цены на летний дизель с середины октября находятся на уровне 55-58 тыс. руб. за тонну, а на зимний - в районе 69-71 тыс. руб. за тонну. Для последнего это достаточно высокая стоимость (оптимально - 60-65 тыс. руб. за тонну, тогда и на АЗС цены не растут), но ниже котировки все равно не опускаются.
По мнению зампреда набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрия Гусева, полное снятие запрета станет возможным только после того, как будет найден инструмент, который необходим для насыщения внутреннего рынка. А пока его нет, цены хотя бы не будут расти. Но к следующему году или в следующем году такой механизм может появиться, считает эксперт.
Иная точка зрения у Чернова, который уверен, что окончательного снятия заперта на экспорт нефтепродуктов можно ожидать уже в самое ближайшее время. Правительство вернуло демпферные выплаты (компенсации из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок) для НПЗ на прежние уровни, а сельскохозяйственный сезон в стране завершился. Ранее рост внутренних цен на топливо был спровоцирован именно сокращением демпферных выплат вдвое, из-за чего и пришлось вводить запрет на экспорт для насыщения внутреннего рынка и снижения цен.
Эксперты сходятся, что, опробовав один раз механизм запрета экспорта топлива, правительство в случае повторения кризисной ситуации может применить его снова. По мнению Гусева, такой вариант возможен в следующем году ближе к лету в отношении экспорта бензина. Повторное введение запрета на экспорт нефтепродуктов во время сельскохозяйственного сезона в 2024 году вполне вероятно, так как данная мера показала свою эффективность в 2023-м, считает Чернов.
А вот по мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, повторный ввод экспортных ограничений зависит от того, будет ли действовать текущее "джентльменское соглашение", согласно которому нефтяники удерживают топливные цены в границах инфляции в обмен на субсидии из бюджета (демпферные выплаты).
Но параметры демпфера в следующем году немного изменятся, уточняет эксперт. Речь идет об изменении фиксированной внутренней цены, которая учитывается при расчете выплат: она увеличится на 3,1% (до 58 650 руб. за тонну для бензина Аи-92 и 55 500 руб. для ДТ). Как следствие, увеличится и порог, ниже которого нефтяники будут обязаны удерживать цены для сохранения выплат по демпферу. Это будет играть на сохранение роста цен в следующем году, тем более что в качестве "оправдания" нефтяники смогут использовать индексацию топливных акцизов, которая была заложена в бюджет на 2024 год.