Группа риска
Сбросить лишнее
Неправильный выбор скоростного режима - самое распространенное нарушение на наших дорогах и один из наиболее значимых факторов риска. Напомним, что п.10.1 ПДД предписывает водителям выбирать скоростной режим в пределах установленных ограничений с учетом конкретной дорожной ситуации. Превышение скоростного лимита фиксируется дорожными камерами. А вот несоответствие скорости дорожным условиям устанавливается только по факту ДТП. За 10 месяцев с начала года было зарегистрировано 19 437 таких ДТП. На них пришлось 23,3 % погибших и 17,7% раненых.
"Из всех факторов риска, влияющих на тяжесть последствий ДТП, скорость - наиважнейший. Чем она выше, тем дороже обходится любая ошибка водителя. Даже на сухой дороге каждые "плюс 10 км/ч" увеличивают тормозной путь на 4-5 метров. И эти метры могут стать решающими. Часто водители при разборе ДТП отмечают, что ехали с "разрешенной скоростью", имея в виду, что двигались в пределах установленных скоростных лимитов. Но лимиты всего лишь ограничивают значения, допустимые для данного участка дороги. А ситуация на дороге меняется. Погодные условия, состояние покрытия, видимость в направлении движения, интенсивность потока… Все эти обстоятельства необходимо учитывать и соизмерять со своими водительскими навыками и состоянием транспортного средства. Скорость должна быть такой, чтобы водитель успевал считывать дорожную информацию и осуществлять полный контроль за движением транспортного средства. И это не рекомендации, а требование п.10.1 ПДД", - прокомментировал старший инспектор по особым поручениям ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан.
Вечная встречная
С выездом на полосу встречного движения связаны 7,9% от всех ДТП, зарегистрированных в период с января по октябрь 2023 года. В численном выражении это 8 652 автоаварии. Не самое распространенное ДТП, но вероятность погибнуть в нем чрезвычайно высока. За десять месяцев текущего года жертвами таких "встреч" стали 2 991 человек. А это более четверти всех погибших на дорогах за это время. Еще 15 007 человек получили ранения. Примечательно, что более 74% таких ДТП случаются там, где выезд на полосу встречного движения разрешен. Пострадавшие водители просто не справились с выполнением маневра обгона.
Об опасности маневра и его недопустимости при перевозке детей Госавтоинспекция напоминает водителям регулярно, используя самые различные каналы коммуникации. Этой теме были посвящены масштабные социальные кампании "Последняя встречная", "Повод для обгона" и "Без вас не получится". Кампании показали значимый результат, но темп снижения показателей со временем замедлился. Это вполне прогнозируемое развитие. На нынешнем этапе требуются уже новые идеи, механизмы и инструменты. В настоящее время апробация свежих решений проходит в Калужской области в рамках пилотного проекта, направленного на снижение показателей по этому виду аварийности. В области 80% трасс - двухполосные. Преобладание двухполосных дорог, на которые нельзя установить разделительные барьеры, характерно для большинства регионов России, поэтому по результатам проекта опыт Калуги будет проецироваться на другие субъекты страны.
Впрочем, как отмечают в Госавтоинспекции, ДТП на полосе встречного движения не всегда связаны с выполнением какого-либо маневра. "Бывает, человек не справился с управлением, заснул за рулем. Зимой, когда разметка плохо различима из-за наледи или снежного покрова, неопытные водители, не умеющие ориентироваться по ширине проезжей части и габаритам транспортных средств, иногда случайно выезжают на встречную полосу. Во многих регионах на потенциально аварийных участках вводится усиленное патрулирование экипажами ДПС. Конечно, идеальное решение для предупреждения таких случаев - это разделительные барьеры. Но Россия большая страна с очень разнообразным ландшафтом. И дорог, где в одном направление ведет только одна полоса у нас много. Требуются нестандартные инженерные и инфраструктурные решения. Есть надежда, что в ближайшее время Госавтоинспекция будет участвовать в вынесении заключений по проектам организации дорожного движения и комплексным схемам, а также сможет высказывать мнение о соответствии проектных решений и иных средств организации дорожного движения обязательным требованиям в области безопасности дорожного движения", - рассказал Антон Белан.
А пока главный совет водителям - сбросить скорость, увеличить дистанцию, свести к минимуму маневры и не садиться за руль в утомленном состоянии.
Лихой и пьяный
По международной классификации вождение в состоянии опьянения - один из наиболее значимых рисков аварийности. Алкоголь снижает критичность мышления, водитель не может адекватно оценить опасность своих действий и, как следствие, создает аварийные ситуации, в которые вынужденно вовлекаются другие участники движения. Даже незначительная доза, эквивалентная кружке пива, вдвое увеличивает время реакции, ухудшает остроту зрения и динамически глазомер.
В России на протяжении нескольких лет подряд отмечается значительное снижение всех показателей по "пьяным" ДТП. За прошедшие 10 месяцев зарегистрированы 11 237 автоаварий с участием нетрезвых водителей. В них погибли 2 508 человек, и еще 14 643 человека были ранены. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижение составило 11,1%, 19,8% и 10,7% соответственно.
Такие показатели - это, в первую очередь, результат активной просветительской и воспитательной работы Госавтоинспекции, направленной на формирование в обществе резко негативного отношения к вождению в состоянии опьянения. К работе активно привлекаются средства массовой информации, общественные организации, производственные предприятия, религиозные конфессии и просто неравнодушные граждане.
"Госавтоинспекция использует самые разные информационные площадки, чтобы охватить как можно более широкую аудиторию. Новая перспективная тема - риск-ориентированная пропаганда. Идея в том, чтобы транслировать информацию о недопустимости пьянства за рулем через популярные у целевой аудитории каналы. Под целевой аудиторией следует понимать тех, кто уже становился виновником "пьяных" ДТП и так называемую группу риска", - поделился полковник полиции Антон Белан.
Человек рассеянный
На сегодняшний день отвлечение за рулем или так называемое рассеянное вождение - ключевая проблема обеспечения безопасности дорожного движения во всем мире. Развитие информационных технологий ее усугубило, но глупо сетовать на прогресс. Претензии к уровню сознательности водителей. Кто-то недооценивает риск, которому подвергает себя и соседей по дороге, отвлекаясь на разговоры по телефону, просмотр новостей в ленте, переписку в мессенджерах. Кто-то переоценивает свои способности к многозадачности. Исследования в области нейрофизиологии показывают, что мозг современного человека контролирует в среднем не более пяти процессов одновременно. Представим, водитель включает сигнал поворота, осуществляет маневрирование и торможение. Все это - необходимые действия. Но он еще и на отвлекающие факторы реагирует: что-то отвечает пассажиру, настраивает навигатор, принимает звонок, пытается сделать музыку тише… При этом отводит взгляд от дороги, снимает руку с руля. Несложно посчитать, что потеря контроля над дорогой даже на пару секунд, означает, что при скорости 60 км/ч автомобиль "вслепую" проезжает 32 метра! Это могут быть жизненно важные секунды и метры. Как рассказали в Госавтоинспекции, дорожные камеры, фиксирующие нарушение п.2.7 ПДД, выступают сдерживающим фактором, но телефон - не единственный предмет, на который отвлекаются водители.
"Проблема отвлечения касается не только водителей, но и пешеходов. Целевые мероприятия, которые проводит Госавтоинспекция, охватывают максимально широкую аудиторию. Проблематика вопроса нами постоянно изучается, учитываются особенности восприятия различных возрастных и социальных групп. Работа идет. Но изменение установок в сознании людей - процесс не скорый", - заметил Антон Белан.
Когда-нибудь, дороги и автомобили научатся прощать людям ошибки. Но до этого времени еще нужно дожить. У тех, кто соблюдает ПДД и не рискует попусту, шансов больше.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"