Так, в прошлом году компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся реализацией вебинаров, обучающих курсов, мастер-классов и других продуктов, ключевая особенность которых - информация, смогли внести в общий объем российского рынка информационных услуг 266 млрд рублей. По итогам текущего года ожидается, что этот показатель достигнет 300 млрд рублей. Об этом сообщил председатель Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин.
По его словам, которые приводит ComNews, соответствующими услугами уже пользуется треть взрослого населения страны.
В свою очередь Григорий Аветов, сооснователь ООО "Мегакампус", заявил, что объем этого рынка в прошлом году оказался чуть меньше - в размере 120 млрд рублей. Вместе с тем он подчеркнул, что инфобизнес в России все равно показывает довольно высокий прирост.
Однако у сектора есть и ряд трудностей.
Одной из ключевых является так называемое инфоскамерство - несбыточные обещания, плагиат контента и уход от налогов. Яркий пример - бизнес-тренер Аяз Шабутдинов, который обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере. Он выманивал у своих учеников огромные деньги, обещая им взамен получить гигантский доход, на который они, разумеется, в итоге не вышли.
Для того чтобы в дальнейшем избежать подобных проблем, уже сейчас в России начинается процесс выхода из тени, сказал в беседе с "РГ" генеральный и академический директор центра образовательных технологий Advance Александр Згода. Кроме того, представители отечественного инфобизнеса решили организовать профильную ассоциацию, которая выработает стандарты работы на рынке. Потому что накопление профессионализма в самой отрасли, отмечает Згода, позволит ей развиваться. "Рост уровня методистов и их продуктов ведет к тому, что уже сейчас выпускники некоторых курсов находят работу быстрей, чем выпускники некоторых вузов и СПО, а доступность онлайн-обучения в разы выше", - объяснил он.
Эксперт также добавил, что в будущем уровень качества дистанционного образования только повысится и, вероятно, начнет "теснить" классические форматы.
При этом у инфобизнеса в России, появившегося в 2000-х годах, есть своя циклическая схема: сначала на "арену" выходят эксперты, которые задают тренды и занимаются накоплением опыта в определенном направлении, но затем у некоторых по разным причинам происходит стагнация. Одновременно с этим часть из них получает "второе дыхание", следуя уже новым тенденциям. Все это способствует тому, что данный сектор будет идти "ровным неускоряющимся шагом", уверена директор консалтингового агентства Nord Sky Виктория Чвирова.
"Вместе с тем в потребительской среде генерируется естественная опытная фильтрация некачественного, вредного и мошеннического по своей сути контента. В дальнейшем при относительно небыстром росте рынка российского инфобизнеса будут расти качественные показатели его влияния на культуру и образованность населения", - полагает эксперт.