Агрострахование поддержат искусственным интеллектом и космическим мониторингом

В агростраховании будут все активнее внедряться системы дистанционного мониторинга посевов, ущерба, в том числе с помощью космического мониторинга, рассказал в интервью "РГ" генеральный директор АО СК "РСХБ-Страхование" Сергей Простатин.
Сергей Простатин: АО СК "РСХБ-Страхование" давно применяет систему космомониторинга.
Сергей Простатин: АО СК "РСХБ-Страхование" давно применяет систему космомониторинга. / Пресс-служба АО СК "РСХБ-Страхование"

Сергей Иванович, насколько цифровизация затронула систему агрострахования?

Сергей Простатин: В сельхозстраховании внедрение цифровых технологий идет несколько медленнее, чем в других видах страхования. Это всегда индивидуальный расчет, андеррайтинг, связанный с анализом погодных условий, и другие специфические процессы, которые невозможно моментально перевести в диджитал-пространство. Например, взять образцы урожая дистанционно пока нельзя. Однако процессы цифровизации агрострахования в целом связаны с расширением применения методов космического мониторинга.

Например, АО СК "РСХБ-Страхование" в своей работе уже давно применяет программу космониторинга полей, которая позволяет ускорить процесс урегулирования убытков. Программа космониторинга на предстраховом этапе помогает в принятии решения о страховании, на этапе сопровождения - для оценки протекания вегетации сельскохозяйственных культур и выявления возможных отклонений в росте и развитии, и для упрощения процедуры при урегулировании убытков. Получаемые геопространственные данные позволяют оценить состояние сельскохозяйственных культур, составить карту реальной структуры посевов, а также диагностировать последствия опасных природных явлений, таких как засуха, ливни, град, вымерзание, приводящих к гибели посевов. Такая информация позволяет проводить объективный анализ состояния застрахованных культур.

Есть мнение, что одним из драйверов цифровизации страхования в целом и агрострахования в частности стала пандемия.

Сергей Простатин: Да, доля стандартизированных продуктов выросла, а форматы удаленного коммуницирования были внедрены там, где это возможно.

Онлайн-урегулирование убытков возможно по некоторым продуктам агрострахования и отдельным видам убытков - пока по небольшому количеству. По классическим продуктам необходимо проводить осмотры объектов страхования, в том числе определять урожайность. Развивается удаленное обслуживание клиентов: от заключения договоров до урегулирования убытков. Еще в период действия противоэпидемических мер АО СК "РСХБ-Страхование" организовало систему удаленного обслуживания клиентов как по принятию договоров на страхование, так и по урегулированию убытков. Для аграриев была обеспечена возможность подать все необходимые документы дистанционно и не требовалось личное присутствие в офисах. Новые перспективы цифровизации агрострахования открыла программа страхования урожая от риска ЧС. АО СК "РСХБ-Страхование" работает с инструментами, с помощью которых можно дистанционно уточнить площадь посевов и размер пострадавшей площади. У компании есть необходимая технологическая база, чтобы перевести процесс передачи документов в онлайн-пространство.

Какие из этих технологий продиктованы текущим временем, а какие работают на перспективу?

Сергей Простатин: На наш взгляд, используя в текущей работе уже имеющиеся инструменты, страховая компания может накапливать статистическую информацию по обследованным посевам, данным геоснимков, результатам анализа индексов вегетации, данным наземного обследования, и в будущем это будет служить базой для новых технологий, например, таких, как экспресс-анализ потенциальной урожайности в период вегетации или возможной площади гибели сельскохозяйственных культур. То есть это все позволит уточнять и расширять сферу применения уже имеющихся методов.

Насколько цифровизация упрощает работу страховой компании, ее взаимодействие с клиентами и повышает эффективность страхования для аграриев?

Сергей Простатин: Любая автоматизация процессов неизменно ведет к сокращению временных лагов, что положительно сказывается как на стадии заключения договора, так и на стадии рассмотрения заявленного убытка.

Если говорить о примерах, то на текущий момент после внедрения цифровых технологий на рассмотрение типового договора, попадающего на автоматический скоринг, на процесс рассмотрения заявки тратится не более пары секунд, а ранее это занимало не менее 10-30 минут. Конечно, есть и обратная сторона медали: пока "цифровизации" подвержены больше рутинные процессы, а если требуется рассмотрение нетиповых условий, то пока без ручного труда не обойтись.

Что такое скоринговая система оценки рисков урожая и в чем ее преимущества?

Сергей Простатин: Скоринговая система - это система автоматической оценки страхового риска по заранее заданным параметрам, позволяющая в реальном времени проводить оценку риска и предоставлять условия страхования, тем самым сводя к минимуму временной интервал между подачей документов и получением предложения об условиях страхования.

По программе страхования на случай ЧС АО СК "РСХБ-Страхование" промышленно использует автоматический скоринг с начала этого года, по программе мультирискового страхования - с начала озимой посевной кампании.

По итогам года мы проанализируем полученные результаты и при необходимости произведем донастройку системы, которая в последующем позволит сократить время на оценку рисков и принятия решения по заключаемому договору страхования. Но один из результатов виден уже сейчас - общий объем застрахованной площади вырос на 100% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Понятно, что агрострахование развивается в целом, но такой результат роста мы объясняем в том числе эффективностью программ автоматического скоринга.

Какие инновации страхования сельхозрисков могут быть внедрены в ближайшие пять-десять лет, как в сегменте растениеводства, так и животноводства?

Сергей Простатин: скорее всего, чуть позже, более активно при страховании будет использован искусственный интеллект, который позволит более точно для каждого клиента просчитать риски, определяя наиболее подверженные риску зоны и предложить оптимальный уровень страховой защиты, а также ускорить процесс проверки заявленных страховых случаев и осуществления страховых выплат. А введение более точного учета продукции, в том числе и по качеству, позволит вывести на рынок линейку страховых продуктов, учитывающих не только количественные показатели, но и качественные.