Премьера вышла накануне Нового года, когда в людях обостряются надежды на чудо. Фея взмахнет волшебной палочкой, и у Золушки появится карета, у Русалочки прорежется голос, Спящую Красавицу разбудит добрый молодец. Но этот сценарий воплощается редко, и то в основном в кино. Драматург Мария Огнева придумала для принцесс приключения, больше похожие на реальность. Узнав от Феи, что прекрасный принц где-то запропастился и, кажется, сам нуждается в помощи, героини отправляются на его поиски.
Золушка, Белоснежка и Рапунцель идут на своих ногах, Русалочку (вернее, ее хвост) несут в аквариуме, Спящую Красавицу катят в тележке. А Фея - то ли добрая, то ли злая, этакий гибрид крестных и ведьм из разных сказок - подбрасывает им все более сложные задачи, как заправский режиссер, психотерапевт и тренер личностного роста в одном лице.
Массовая культура ХХ века сгладила истории принцесс, но вообще-то приятного в их жизни было не так уж много. Персонажи последовательно сталкиваются с тем, что способно вызвать невроз или желание подавлять свои эмоции, чтобы выглядеть доброй и покладистой. Ведь именно такой должна быть настоящая женщина. Зеркало-абьюзер нашептывает ей: "Ты уродина!" Мачеха требует бесконечно выполнять грязную работу за других. Ненасытные гномы пищат: "Покорми меня! Кровать не заправлена!"
В постановке Екатерины Корабельник принцессы предстают в образах из диснеевских лент, с мультяшно-преувеличенной эмоциональностью реагируют на очередные "вводные" и пробираются к своему счастью через виртуальные тернии. Все препятствия, похоже, существуют в основном в их голове, а для зрителя открываются через видеопроекции и яркие предметы реквизита вроде огромной ноги Мачехи, на которую нужно непременно натянуть изящную туфельку.
Героиням предстоит не просто победить страхи, навязанные окружающими, но и не перессориться. Что особенно сложно, если учесть, что на финише их ожидает всего один принц. Каким он окажется - главная интрига спектакля, который уже вызвал жаркие споры среди зрителей.
- На первом показе было обсуждение, и два папы дискутировали так, что мы уже думали, как их разнимать! - смеется директор Никитинского театра Ирина Алексеева. - Один - отец девочки, между прочим, - доказывал, что "сказочные" представления о женской доле давно пора пересмотреть. Второй, папа-"мачо", волновался, что это разрушит устои… Мы рады, что в репертуаре появилась такая постановка для подростков. Ведь категория "12+", возможно, самая сложная: никто не знает толком, что предложить этой аудитории.
Спектакль создан на базе театра, с его постоянными актрисами в сотрудничестве с Центром поддержки культурных инициатив "Арт-Проект". Последний как раз специализируется на постановках для подростков по современной литературе. Две из них, "Спасти супербелку" и "Беглецы", ранее показывали в Воронеже на "Маршаке". Кроме того, Центр более пяти лет проводит в Калуге фестиваль "Новые люди".
"Наш путь к выпуску этого спектакля был долгим и непростым: презентация на питчинге "Арт-маркет", затем отбор в лабораторию "Артхаб", которую проводил МХТ имени А. Чехова. Наконец наша мечта воплотилась в Воронеже, на сцене одного из лучших независимых региональных театров, с использованием гранта Российского фонда культуры", - отметил продюсер Евгений Худяков.
Интересно, что спектакль "Куда пропал прекрасный принц?" - в режиссуре Ирины Васильевой - в декабре вышел и в Тверском ТЮЗе. Размышления о женской судьбе и роли в обществе в наши дни, когда у принцев так много посторонних дел, приобретают особую актуальность.