Напомним: "СП-41" открылась 2 октября 2022 года. Уникальность станции в том, что на льдину полярников доставило специально сконструированное судно - ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Платформа пришвартовалась к льдине и дрейфует вместе с ней. Ученые живут на судне в безопасных и достаточно комфортабельных условиях. Работают полярники как на борту платформы, так и в ледовом лагере, развернутом на льдине.
Предполагалось, что экспедиция закончится до конца 2023 года. Однако выбранная первоначально льдина начала трескаться. В августе 2023 года "СП-41" переместили на другую льдину. Благодаря чему удалось продлить срок работы дрейфующей станции. Как сообщил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров, станция продолжит работу до весны 2024 года. Предполагается, что судно к тому времени вынесет на открытую воду и оно достигнет пролива Фрама, откуда возьмет курс на Мурманск. То есть в общей сложности дрейф "СП-41" продлится около полутора лет.
Интересно, что большинство полярников предпочитают оставаться на дрейфующей станции до полного окончания работ. Меняются единицы. То есть люди находятся в экспедиции уже 15 месяцев и не собираются возвращаться домой. Потому что не хотят терять возможность сбора уникальных научных данных. На "СП-41" есть один человек, который уехал на "Большую землю", но вернулся обратно. Это повар Анжела Царева, покинувшая "СП-41" весной минувшего года и вернувшаяся через несколько месяцев.
Сейчас "Академик Трешников" привез на "СП-41" нового руководителя гидрохимической группы, а также геолога и егеря, который будет отвечать за безопасность в отношении хозяина Арктики - белого медведя.
"На станцию доставили свежие продукты, оборудование для научных исследований, расходные материалы и самое ожидаемое полярниками - посылки из дома, новогодние подарки и письма с поздравлениями от людей со всей страны", - подчеркнул Александр Макаров.
Сейчас в Арктике - самые холода. Температура может опускаться до минус 35 градусов. За последние недели станция переместилась ближе к Земле Франца Иосифа, ее стали активнее посещать белые медведи. Встреч с людьми, к счастью, не было. Но хозяева Арктики разрывали палатки в ледовом лагере, выдергивали провода, даже наносили небольшие повреждения оборудованию. Но всё это - без серьезных последствий, и полярникам удавалось быстро устранять поломки.
На "СП-41" проводятся десятки научных исследований. Среди них - о достаточно существенном влиянии атлантических вод на потепление Северного Ледовитого океана.
В минувшем году на "СП-41" был оборудован наблюдательный модуль за потоками парниковых газов. "Необходимость контроля парниковых газов связана с оценкой скоростей потепления. В Артике климат в два-три раза теплеет быстрее, чем где-либо на планете. И именно изменение концентрации парниковых газов в атмосфере ускоряет и усиливает циклические процессы", - пояснил Александр Макаров.
Итогом становится сокращение площади льдов в летний период, и, соответственно, увеличение пространств с открытой водой. А теплые атлантические воды, богатые питательными веществами, способствуют развитию фитопланктона.
Современное оборудование, о котором и мечтать не могли легендарные папанинцы - участники дрейфа "СП-1", дает возможность исследования буквально всего - от дна морского до воздушной стихии. А, значит, позволит понять, что происходит в природной среде, как взаимодействуют атмосфера, лед и толща океана в столь высоких широтах.
Об окончательных итогах исследований можно будет говорить уже после завершения "СП-41", когда определенная работа будет проведена непосредственно в лабораториях Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Само судно прекрасно себя зарекомендовало. Нет сомнений, что выбранный формат экспедиции - правильный, современный и перспективный.
"Судно отлично справилось со всеми испытаниями. И полностью оправдало свое предназначение, став для нас качественной рабочей площадкой, теплым, уютным и безопасным домом", - подтвердил начальник "СП-41".
После окончания экспедиции судно пройдет необходимые технические работы, после чего будет готово снова выйти в долгий рейс на край Земли. Ориентировочный срок выхода - август 2024 года. Но это будет уже другая история - история "Северного полюса-42".