Интеллектуальные транспортные системы создают по нацпроекту "Безопасные качественные дороги". Внедрение автоматизированного управления дорожным движением предусмотрено в агломерациях с населением более 300 тысяч человек. Такая необходимость появилась из-за возрастающего трафика и увеличения машин. Цифровые помощники позволяют сделать движение на дорогах быстрее и безопаснее. Полностью ввести интеллектуальную транспортную систему планируется в 2027-м.
Как сообщили в региональном минтранспорта, сегодня на площадке технопарка "Жигулевская долина" работает центр обработки данных, в котором находятся вычислительные узлы, сетевое оборудование, а также система обеспечения информационной безопасности. По сути, это единая платформа для автоматизации управления дорожным движением - светофорами и информационными табло. Для регулирования созданы центры диспетчеризации для управления региональной сетью дорог и улично-дорожной сетью в Самаре и Тольятти. Центры занимаются повышением эффективности управления движением, отслеживают основные параметры транспортных потоков, проводят удаленную диагностику периферийного оборудования.
На 336 светофорах автомобильных дорог регионального значения, а также на местной дорожной сети в Самаре и Тольятти установлены детекторы и контроллеры движения. В Самаре датчиками оснащены такие улицы, как Ново-Садовая, Московское шоссе, Гагарина, Победы, Масленникова, проспект Ленина в Тольятти, в числе таких территорий - перекрестки Южного и Автозаводского шоссе.
"Ранее все светофоры дорожно-уличной сети в Самаре и Тольятти работали в заданном режиме, не зависящем от реальной загрузки. Интеллектуальная транспортная система, в частности, позволяет гибко реагировать на дорожную ситуацию и увеличивать или уменьшать время разрешающего сигнала светофора", - пояснил начальник управления дорожного движения ГКУ СО "Управление дорог" Сергей Талдыкин.
На светофоры установили детекторы транспорта, которые собирают данные об интенсивности дорожного движения и направляют их в единую цифровую платформу. Эти сведения позволят оптимизировать работу электронных регулировщиков с учетом приближающихся к перекрестку машин и минимизировать заторы на дорогах.
Кроме того, установлены пять автоматических метеостанций. Они измеряют температуру воздуха, дорожного полотна, количество осадков, скорость ветра и другие параметры. Эти данные можно транслировать на информационных табло для водителей о ситуации на трассе и передавать информацию коммунальным службам.
Первые результаты работы интеллектуальной транспортной системы уже есть. Например, она выяснила, сколько точно машин передвигается на том или ином участке: трафик на Московском шоссе в Самаре сейчас составляет 120 тысяч машин в сутки, на Ново-Садовой - 80-90 тысяч. Для сравнения: по данным автоматизированной системы дорожного движения, которой дороги оснащали к чемпионату мира 2018 года, по Московскому шоссе проходило не более 65 тысяч машин в сутки. Кроме того, благодаря интеллектуальной транспортной системе даже в опытном режиме на 28 процентов выросла эффективность дорожного движения: настолько быстрее в среднем стали проезжать водители Московское шоссе и Ново-Садовую.
Кроме того, с помощью цифровых технологий можно выявить самые загруженные перекрестки. В Самаре система помогла выяснить, что наиболее сложный для движения участок - пересечение Московского шоссе и Ново-Вокзальной улицы. И причина не только в пересечении проезжей части с трамвайными путями, но и в отсутствии достаточного числа поперечных связей (следующий полноценный "поперечник" - улица Советской Армии). Таким образом, частично разгрузить этот перекресток по направлению движения "в город" поможет строительство новых поперечных дорог, например между Московским шоссе и улицей Ново-Садовой, улицы 22 партсъезда.
Работы по созданию интеллектуальной транспортной системы сегодня продолжаются. В этом году планируется установить дополнительные дорожные контроллеры (для переключения светофоров) и детекторы транспорта.