Россиянин Олег Кононенко станет первым человеком, пробывшим в космосе 1000 суток

Сегодня Герой России Олег Кононенко, участвующий в годовой экспедиции на МКС, стал мировым рекордсменом по суммарной длительности космических полетов.

Так, в 11:30:08 по московскому времени он обошел достижение своего коллеги Геннадия Падалки, который за пять экспедиций на орбиту набрал в сумме 878 суток 11 часов 29 минут 48 секунд.

Для Кононенко нынешний полет тоже пятый: в сентябре 2023 года он отправился на орбиту, имея за плечами 736 суток 18 часов 43 минуты, проведенных в невесомости. Так что к ним прибавятся еще 375.

Надо понимать: все эти рекорды не ради рекордов. Почему космос точность любит? Так говорят не ради красного словца. Любой полет, независимо от длительности, не прогулка среди звезд. Космос априори агрессивен для человека: это и невесомость, и радиация, и безвоздушное пространство, и многое-многое другое. Если полет долговременный, организм элементарно отвыкает от гравитации…

Поэтому буквально каждая секунда пребывания в жесточайших условиях орбиты - это прежде всего здоровье космонавта. Это его силы, возможности, резервы. Ожидается, что Олег Кононенко 5 июня 2024 года в 00:00:20 мск наберет в сумме одну тысячу звездных суток. А по завершении годовой экспедиции, которое запланировано на 23 сентября, его суммарный налет составит 1 110 суток. Он станет первым человеком на Земле, пробывшим в космосе такое количество времени.

В годовой экспедиции Кононенко участвует вместе с еще одним нашим космонавтом - Николаем Чубом. Они прилетели на станцию на корабле "Союз МС-24" в компании с американской астронавткой Лорал О'Хара.

Вообще годовой полет - это очень непросто. Огромное испытание для человеческого организма. На МКС несколько лет назад стал уникальным полет россиянина Михаила Корниенко и американца Скотта Келли: в 2016 году они вернулись на Землю, пробыв на орбите 340 дней.

Но для России, в отличие от США, такой опыт был далеко не первым. Некоторые космонавты, очень хорошо представляя всю сложность годового полета, предпочли тогда отказаться от него. "Сил надо много, восстанавливаться придется дольше, чем обычно. Готов слетать два раза по полгода, но не один раз на год", - честно признавался "РГ" один из "небожителей" с большим звездным стажем.

Самый длительный разовый космический полет в истории выполнил россиянин Валерий Поляков с января 1994 года по март 1995 года на орбитальном комплексе "Мир" - 437 суток 17 часов 58 минут 17 секунд. Следом идут Сергей Авдеев - 379 суток 14 часов 51 минута 10 секунд с августа 1998 года по август 1999 года, а также космонавты Владимир Титов и Муса Манаров - 365 суток 22 часа 38 минут 38 секунд с декабря 1987 года по декабрь 1988 года. Все эти полеты также совершались на орбитальную станцию "Мир".

Кстати

Именно Олег Кононенко впервые напечатал в космосе на биопринтере живой орган - щитовидную железу мыши. Вот что рассказал ранее космонавт, Герой России в интервью "РГ".

Олег Кононенко: При проведении первого сеанса эксперимента, который я выполнил в декабре 2018 года, была получена тканеинженерная конструкция хряща человека (хондросфер) и щитовидной железы крысы из клеток щитовидной железы животного. Если говорить строго научным языком, то впервые в мире в условиях невесомости методом магнитной левитационной сборки была успешно осуществлена формативная биофабрикация тканеинженерных конструкций. Исследование имеет неоспоримый мировой приоритет России, поскольку ранее подобные в условиях невесомости никем не проводились.

Практическое применение данной технологии - изучение космической радиации. Космическая радиация негативно влияет на организм человека, особенно при полетах за пределами защитной магнитосферы Земле. Технология биопечати позволяет создавать чувствительные к радиации так называемые органы-сентинелы в качестве моделей изучения радиационных воздействий. Эти знания потребуются при выполнении дальних полетов, при планировании строительства лунных баз и создании планетарных поселений.

Между тем

В декабре 2018 года Кононенко пришлось серьезно разбираться на орбите с неисправной техникой. Напомним: 30 августа того года на МКС неожиданно упало давление. Причину нашли быстро - утечка воздуха в пристыкованном к МКС корабле "Союз МС-09". Воздух уходил через отверстие в два миллиметра в шпангоуте бытового отсека корабля. Космонавты отверстие заделали, герметичность станции восстановили. Но вопрос, откуда взялась дыра, оставался открытым.

Олег Кононенко и Сергей Прокопьев вышли в открытый космос, чтобы вскрыть обшивку корабля и получить пробы со злополучной дыры. На выполнение задачи им потребовалось 7,5 часа. То, что будет очень сложно и рискованно, понимали все. Бытовой отсек в принципе не предназначен для работы на нем в открытом космосе: здесь нет поручней, элементов крепления.

Специалисты придумали специальную методику: как подойти, закрепиться, удержаться. И когда из ЦУПа шла прямая трансляция выхода, все с замиранием сердца наблюдали, как наши космонавты подбираются к нужному месту с помощью двух манипуляторов - "стрел".

Переговоры космонавтов напоминали короткие сводки. "Меня всего надо держать, если я ножом начинаю работать, меня заносит", - в какой-то момент говорит Олег Кононенко. Каждое движение ножницами по металлу, которыми он пытался прорезать экранно-вакуумную теплоизоляцию бытового отсека, отталкивало космонавта от корабля… Такая операция никем и никогда в космосе еще не выполнялась. "Сердце кровью обливается: ножом и корабль", - не удержался от эмоций Олег, вспарывая теплоизоляцию.

Когда Кононенко доложил, что обнаружил отверстие, ЦУП подтвердил: "Да, мы его тоже наблюдаем". Космонавты взяли мазки с открывшейся поверхности корабля.

Легко описывать, что делали тогда Олег Кононенко и Сергей Прокопьев. Но представить то напряжение, которое они испытывали во время работы, могут, пожалуй, только специалисты. И в более простых ситуациях за бортом станции космонавты теряют в прямом смысле слова до двух и больше килограммов! Элементарно худеют.

Поделиться