Цифровизация произвела революцию в средствах массовой информации, предоставила им невиданные прежде возможности, но вместе с тем принесла и проблемы. Что приобрела журналистика с появлением "цифры" и что рискует потерять? Обсудим тему с деканом факультета журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС Владимиром Силкиным.
Давайте начнем с приобретений. Каковы они?
Владимир Силкин: Одно из таких приобретений - возможность работать с большими данными. В свое время у меня была идея открыть на нашем факультете программу "Журналистика данных". Мы планировали создать ее совместно с Университетом Карлоса III в Мадриде. Но так сложились обстоятельства, что сотрудничество не состоялось... Хотя нам по-прежнему важно прививать студентам навыки работы с большими данными. Когда ссылаешься на цифры, строишь графики, схемы, это повышает доказательную базу медийного текста, придает ему весомость и значимость.
Другая новая возможность, возникшая с появлением "цифры", - использование искусственного интеллекта. У меня на столе лежит номер одной из газет. Это газета, которая целиком и полностью, начиная от картинок и заканчивая текстом, создана нейросетью. Редакция прислала нам на факультет несколько экземпляров для того, чтобы мы высказали свое экспертное мнение. Многим моим коллегам газета показалась интересной, а одна из магистранток даже подготовила выступление на конференции, рассказала, какие плюсы и минусы, по ее мнению, есть у этого продукта.
Что еще вы относите к преимуществам цифровой журналистики?
Владимир Силкин: Возможность производить узкоспециализированные, так называемые нишевые средства массовой информации. Их сейчас огромное количество. Я был однажды членом жюри конкурса СМИ, связанных с недвижимостью. Такое количество текстов о недвижимости я никогда в жизни не читал. Оказывается, есть издания, которые занимаются только недвижимостью. Мне прислали на рецензию 78 материалов из разных регионов страны. Эти узкопрофильные СМИ есть практически в каждом регионе, особенно в таких крупных, как Москва и Санкт-Петербург.
Вдобавок ко всему цифровые медийные технологии дают простор интерактиву, позволяют непосредственно, что называется, здесь и сейчас, взаимодействовать с аудиторией, апеллировать к ней и тем самым подчас кардинально менять ход прямого эфира. Кроме того, цифровизация СМИ позволяет сделать любую информацию доступной. Помните, почему герой фильма "Безымянная звезда" оказался на вокзале, где произошло его знакомство с высаженной из поезда роскошной безбилетной пассажиркой? Он рассчитывал, что с этим поездом ему доставят книгу по астрономии, которую он долго искал, заказал, заплатил за нее безумные деньги для того, чтобы по ней перепроверить свою версию. Сегодня такой сюжет невозможен. Мы имеем доступ к любым информационным ресурсам. Пользуясь интернетом, можно добыть какую угодно информацию, если она не запрещена законом. Интернет не имеет границ, люди могут получать информацию на разных языках и из разных источников. Наконец, еще одно важное преимущество "цифры" - возможность предоставлять информацию в режиме реального времени. Вкупе с возможностью моментально верифицировать поступившие сведения.
Фактчекинг, который теперь можно провести в считаные минуты, страхует от публикации недостоверной информации?
Владимир Силкин: Кто-то считает, что да. Некоторые даже говорят, что с развитием онлайн-фактчекинга исчезнут фейки. Но, я думаю, это палка о двух концах. Потому что цифровые технологии можно использовать как в борьбе с фейками, так и в создании новых фейков, еще более изощренных.
Я чувствую, мы переходим к издержкам цифровизации СМИ. Как они вам видятся?
Владимир Силкин: Это прежде всего информационный шум, когда люди сталкиваются с огромным потоком новостей и мнений и в этом потоке трудно отделить правду от лжи, важную информацию от пустячной. Известный голландский исследователь-лингвист ван Дейк писал, что информационный шум, который обрушивается на читателей, зрителей, слушателей, он не воспринимается, а только мешает восприятию ценной информации. Какая-то информация, может быть, совершенно третьестепенная, но интересно поданная, может заслонить важные вещи, отвлечь от них внимание. 1 сентября, в день начала учебного года, я, выступая перед студентами, вспомнил запавшее мне однажды в голову сообщение о чемпионате мира по игре на воображаемой гитаре. Эта информация - мусор, но она на какое-то время заняла место в моем мозгу, заставила думать, как это вообще возможно - проводить чемпионат мира по такому "виду спорта".
Как, по вашим наблюдениям, цифровизация повлияла на распространение дезинформации, фальшивых новостей?
Владимир Силкин: С одной стороны, процесс проверки информации значительно облегчился. Чтобы провести фактчекинг, теперь не обязательно шарить по книжным полкам или углубляться в бумажные залежи. А с другой стороны, необходима информационная культура, которая в нашем обществе пока не очень развита.
Что вы понимаете под информационной культурой?
Владимир Силкин: Я понимаю под ней культуру поиска, проверки и обработки информации. К сожалению, эпоха советской власти, когда не было альтернативных источников информации, приучила людей верить всему, что пишут в газетах, показывают по телевизору или говорят по радио.
У меня был случай. Я в 90-е годы работал проректором по работе с регионами и региональными учебными заведениями Поволжской академии госслужбы. Однажды наведался в наш филиал, который располагался в Тамбове. И вот приходит женщина, приводит своего сына и говорит: а нельзя ли, чтобы он у вас поступил на второй курс? Я говорю: хорошо, представляйте пакет документов. В том числе документ о среднем образовании. Она говорит: а он еще школу не закончил. Я говорю: как - не закончил школу? Оказалось, у них в Кирсанове, это город в Тамбовской области, был какой-то "университет". В те мутные годы такие "университеты" повсеместно плодились. Женщина говорит: они пишут, что принимают уже после 8-го или 9-го класса и к окончанию университета человек получает среднее образование, а в придачу еще и диплом о высшем образовании. Я говорю: вы понимаете, высшее образование можно получить только при наличии полного среднего образования. Она достает газету кирсановскую: вот видите, здесь написано... Я говорю: да, здесь написано "выдаем диплом установленного образца". Они установили образец диплома и его выдают. А вы поступаете в государственное учебное заведение, где выдают диплом государственного образца.
Вот эта вера - если в газете написано, значит, все так и есть - она еще очень сильна. Сейчас у людей появляется экономическая, финансовая культура. Потеряв деньги в различных "пирамидах", многие поняли, как к подобным структурам следует относиться. А вот в информационной сфере этого, к сожалению, еще не произошло.
А цензура? Какую модернизацию претерпела она в результате цифровизации СМИ?
Владимир Силкин: Здесь тоже появилось кое-что новое. Например, YouTube использует алгоритмы фильтрования информации. Считается, что это чистая технология, которая смыслы не затрагивает. Но иногда можно с водой выплеснуть и ребенка. Кроме того, эти фильтры могут настраиваться очень целенаправленно, какую-то информацию пропуская, а какую-то блокируя. Что это, как не цензура? В этом же ряду и некорректное цитирование, вырывание фразы из контекста. Как с тем знаменитым ленинским изречением: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Или как с приписыванием Чехову крылатого выражения: "В человеке все должно быть прекрасно". Чехов этого не говорил. Это говорил доктор Астров в чеховской пьесе "Дядя Ваня". Не надо путать автора с его персонажем. Ну и, конечно, еще одна угроза, все более опасная по мере развития цифровизации - потеря приватности. Бывает, публикуется журналистское расследование с видеокадрами чьего-то особняка, и притом с указанием адреса, а также фотографии членов семьи этого человека, имеющих такую-то недвижимость там-то и там-то. Допустим, в каких-то случаях информация об имуществе того или иного лица имеет общественную значимость. Но при чем тут его жена, дети, прочие родственники? Это нарушение закона о неприкосновенности частной жизни.
Многие видят в цифровых СМИ еще одну угрозу. Считается, что они создают конкуренцию традиционным. Вы того же мнения?
Владимир Силкин: Вне всяких сомнений, цифровизация приводит к снижению тиражей и доходов традиционных СМИ, таких как газеты и журналы. Это создает угрозу для их выживания, но я не склонен ее преувеличивать. С одним моим коллегой из Высшей школы экономики мы обсуждали эту тему. Он утверждал, что к 2036 году печатные СМИ напрочь исчезнут. Я пытался парировать: а как же газеты на палке? Газеты, которые подшивают и которые лежат в гостиницах, ресторанах, кафе. Сел, заказал чашечку кофе, раскрыл газету, листаешь, просматриваешь. Это же не просто медиапотребление. Это часть определенного образа жизни. Это лайфстайл. И полет в самолете я себе не представляю, если на борту нет газет. Пусть не раздают еду, пусть не разносят напитки, но газеты должны быть. Я беру "Российскую газету", "Известия", РБК и "Коммерсантъ".
Журналисты используют социальные сети как один из источников информации. При этом и сам журналист может быть сетевым пользователем. Вправе ли он высказывать в социальной сети свою частную точку зрения на какой-то предмет?
Владимир Силкин: Смотря о каком предмете речь. Если предмет касается актуальных и чрезвычайно важных для общества вещей, то, думаю, этично было бы воздержаться от высказывания. Потому что за тобой стоит некое СМИ и твое мнение, хочешь ты этого или нет, уже перестает быть частным.
Достоверность, точность, беспристрастность остаются фундаментальными требованиями к журналистике. Но цифровизация вносит свою специфику и, возможно, требует новых этических стандартов. Например, вправе ли журналист цитировать блогера, не имея на то разрешения? Кто-то считает, что существующие этические кодексы СМИ универсальны. А кто-то утверждает, что требуются новые, адаптированные к цифровой среде. Вы как думаете?
Владимир Силкин: На мой взгляд, существующие этические кодексы в одинаковой мере применимы для саморегуляции как традиционных, так и цифровых СМИ.
Молодой ученый из МГУ Олег Чеботарев исследовал этические кодексы СМИ разных стран. И вот результат: из 31 проанализированного этического кодекса, которыми сегодня руководствуются журналисты во всем мире, только в 12 есть прямые ссылки на регулирование этики в онлайн-журналистике. То есть в большинстве журналистских сообществ считают, что этические кодексы СМИ универсальны и не надо ничего изобретать.
Владимир Силкин: Мне тоже так кажется. Я читаю курс этики, и у меня есть там одна лекция, которая называется "Мораль и научно-техническая революция". В этой лекции я утверждаю, что моральные нормы выводятся не из отношений "человек - машина", а из отношений "человек - человек", "человек и общество". Да, сегодня во всех сферах жизни появляются новые технологии, однако они не отменяют этического начала как первейшей и основной формы регулирования человеческих отношений. Цифровизация СМИ тоже сопровождается серьезными вызовами, которые необходимо учитывать для обеспечения качественной журналистики.
Владимир Силкин - декан факультета журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте Российской Федерации, доктор политических наук, профессор. Родился в 1963 году. Окончил исторический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. В 1994-2003 гг. работал в Поволжской академии государственной службы (ныне Институт управления им. П.А. Столыпина). С 2003 года работает в РАНХиГС. Автор более 60 работ, в том числе монографий, статей в энциклопедических изданиях, словарях, научных журналах и учебных пособиях. Сфера научных интересов Владимира Силкина - история России, управление информационно-коммуникативными процессами, журналистика, средства массовой информации и коммуникации, СМИ в глобализирующемся мире. Возглавляемый им факультет является одним из ключевых в подготовке журналистских кадров, входит в топ-10 журфаков страны.