Женщина-фридайвер из Севастополя рассказала о найденном на дне моря корабле

Анна Севастьянова по профессии юрист. Однако тишину кабинетов она часто меняет на тишину подводного мира. С детства любила нырять с маской, а в 37 лет всерьез увлеклась фридайвингом. Для этого спорта не существует верхней возрастной планки, считает севастопольская русалка. Тренироваться могут все. Ну а потом адептам фридайвинга открывается поистине бездонный и фантастический подводный мир.
Из архива А.Севастьяновой

Влюблена в море

У Анны талант к погружению на задержке дыхания. Уже через три месяца занятий в секции фридайвинга она победила на первых соревнованиях. Теперь она профессиональная спортсменка, тренер сборной Севастополя по подводному спорту. Ее личный рекорд - задержка дыхания на четыре минуты 30 секунд и погружение на глубину более 40 метров. Анна говорит, что это не предел. Спортсмены, которых она тренирует сейчас, уходят без аквалангов на 70 метров. Это результат, достойный международных соревнований.

- Фридайвинг - общедоступный вид спорта, - говорит Севастьянова. - Главное - понимать, что море может таить опасности, и оценивать риск. Тренеры обучают технике погружения и специальным движениям, которые отличаются от обычного плавания. Прежде чем перейти к более длительным погружениям, кому-то нужно научиться правильно дышать, а кому-то - преодолеть страх глубины.

Анна Севастьянова не любит погружаться с аквалангом, без него она чувствует себя свободнее. Не нужно заранее планировать выход в море, готовить снаряжение. Вся ее экипировка - гидрокостюм, маска и ласты метровой длины. Можно нырять в любой момент, когда оказался на берегу.

Она не увлекается подводной охотой, ей нравится наблюдать за жизнью морских обитателей и снимать видео. В одной из бухт Севастополя Анне даже удалось приручить рыбку скорпену. Та берет корм из рук ныряльщицы и разрешает себя погладить. Попадаются и редкие виды животных и растений, к которым проявляют интерес ученые Института биологии южный морей РАН. Так, ныряльщице удалось снять черноморскую актинию, камбалу, морскую иглу, а однажды - поплавать вместе с дельфинами в открытом море.

Спортсменка рассказала, что по технике фридайвинга погружение и подъем происходит со скоростью один метр в секунду. Некоторые ныряют еще быстрее, это зависит от возможностей организма. Если правильно выполнять все упражнения и слушать рекомендации тренера, то погружения пройдут безопасно для здоровья.

Шторм принес подарок

Недавно Анна Севастьянова сделала открытие, которое взбудоражило сообщество дайверов и ученых в Крыму. Возле одного из севастопольских пляжей она нашла затонувший корабль, которого раньше там не было. Оказалось, что судно принесло к берегу во время "шторма века", обрушившегося на побережье Крыма и Кубани в конце ноября прошлого года.

- После шторма мне было интересно увидеть, как изменился рельеф дна, - рассказала она "РГ". - Волны были гигантские, на берег выбрасывало огромные валуны. Подводный пейзаж стал другим: где были песчаные отмели, теперь обломки скал, и наоборот.

Ныряльщица решила исследовать дно возле Голубой бухты и 35-й береговой батареи. И каково было ее удивление, когда всего в 15 метрах от скалистого берега она увидела обломки корабля. Ничего подобного здесь раньше не было. Морское дно в этом месте вдоль и поперек изучено дайверами и подводными охотниками.

- В первую очередь, удивило, как хорошо сохранилось судно, - говорит Севастьянова. - На корпусе не было следов обрастания, донных отложений. Латунные детали, втулки сверкали под водой. Сейчас, спустя почти три месяца после шторма, они уже начали окисляться и потемнели. Природа берет свое.

О находке она рассказала коллегам из Ассоциации подводной деятельности Крыма и Севастополя. Знатоки сразу определили, что судно затонуло давно. Вероятно, его кормовая часть долгое время лежала в песке. Он не пропускает кислород и замедляет окисление, поэтому некоторые детали остались нетронутыми.

Исследователи глубин высказали несколько версий происхождения судна. Сначала подумали, что это военный корабль времен Великой Отечественной войны. На эти мысли навела довольно толстая броня на бортах. Судно было обнаружено в районе 35-й береговой батареи, где проходили жестокие бои.

Загадка "Бориса"

По просьбе коллег Анна несколько раз ныряла к кораблю, делала съемки отдельных фрагментов и деталей. Так появилась другая версия, что это болгарское судно "Борис", которое было взорвано и затоплено во время съемок фильма "Юнга Северного флота" в начале 1970-х. Обломки этого судна лежали в том же районе, но гораздо дальше от берега, примерно в 200 метрах, и были хорошо известны местным дайверам.

Подробностей затопления "Бориса" известно не так много. Киношники, снимая эпизод, решили устроить настоящий взрыв. Для этих целей использовали списанное гражданское судно. Об этом факте теперь помнят лишь ныряльщики и аквалангисты. Место, где затоплено судно, отмечено на карте подводных объектов.

Чтобы проверить догадку, коллега Анны нырнул к месту, где лежал "Борис", и не увидел кормовую часть судна. По его словам, на дне отпечатался широкий след, который вел в сторону найденного объекта.

Как море смогло оторвать и перетащить по дну огромную часть корабля весом более 100 тонн, остается загадкой. Интересно еще и то, что толстые металлические листы обшивки судна смяло и переплело между собой, будто ленты. Когда это произошло, во время шторма или при взрыве полвека назад, никто не знает. Многие теперь смогут нырять к кораблю, который лежит недалеко от берега на глубине около восьми метров.

- Такие объекты пробуждают интерес к исследованиям, изучению истории своего города и страны, - говорит спортсменка.

Компетентно

Виктор Вахонеев, старший научный сотрудник группы подводной археологии Института истории материальной культуры РАН:

- По представленным видео мы смогли определить, что судно относится ко второй половине XX века. Оно очень сильно пострадало, имеет рваные пробоины. Из-за того что металлические детали были как будто отшлифованы, создавалось впечатление, что судно затонуло совсем недавно. Скорее всего, это результат воздействия шторма. Склоняемся к версии, что это кормовая часть затонувшего гражданского судна "Борис", которая во время шторма оторвалась и переместилась ближе к берегу. Интерес представляет именно то, как корабль оказался возле берега. Нечасто бывает, чтобы море переносило на 200 метров очень крупные фрагменты или целые суда.

Кстати

В 2023 году Анна Севастьянова установила мировой рекорд по высокогорному погружению на озере Махар в Карачаево-Черкесии, которое находится на высоте 2600 метров. В горах разреженный воздух, и фридайвер не может вдохнуть достаточно кислорода - это основная сложность. Однако Анна справилась, нырнув почти на 16 метров. Новая цель - погрузиться в озеро на высоте 4000 метров.