26.03.2024 14:39
Поделиться

На интернет рекламу в 2023 году потратили более 634 млрд рублей

Общий объем зарегистрированных в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) бюджетов, которые рекламодатели потратили на размещение рекламы в интернете, в 2023 году составил 634,9 млрд руб, таковы данные Роскомнадзора. Эксперты расходятся в оценках того, насколько эффективной оказалась система.

"В 2023 году в системе ЕРИР было зарегистрировано 1 млн 209 тыс. рекламодателей, более 5700 рекламных агентств и свыше 48,1 тыс. операторов рекламных систем и рекламораспространителей. За 2023 год в систему было загружено более 28 млрд рекламных креативов. Совокупные расходы рекламодателей составили 634,9 млрд рублей, средние зарегистрированные затраты на одного рекламодателя составили 525 тыс. руб", - сообщили "РГ" в Роскомнадзоре.

2023 год, несмотря на все проблемы, с которыми индустрия сегодня сталкивается, оказался самым успешным за последние полтора десятка лет для отечественного рекламного рынка, отмечают в Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР).

"АКАР совместно со специалистами Роскомнадзора и экспертами АРИР удалось отработать технологии анализа данных, что существенно повысило прозрачность сегмента интернет-рекламы вообще, цифровых составляющих различных сегментов российского рекламного рынка в частности, а также впервые позволило провести оценку объемов интернет-рекламы в регионах", - говорят представители Ассоциации.

"Данные ЕРИР по общему объему рекламных бюджетов в интернете совпадают с экспертными оценками - а даже превышают некоторые из них. Это говорит о том, что подавляющее большинство участников рынка научились работать по новым правилам. Мы помним, что какое-то время назад было определенное неприятие маркировки интернет-рекламы, порой переходящее в отрицание. Конечно, не все было идеально, и многим игрокам пришлось перестраивать свою работу в довольно жестком режиме. Но те меры, которые мы приняли с целью сделать этот рынок полностью прозрачным, избавить его от "серых схем", в конечном итоге сработали", - полагает замглавы комитета Госдумы по информполитике, председатель РОЦИТ Антон Горелкин.

Невозможно отрицать ту часть ЕРИР, что работает, говорит Сергей Стукалов, директор практики Digital-коммуникаций, "Михайлов и Партнёры". "Впервые появился системный измеритель рекламного рынка в интернете. Статистика занятная, но в такой разметке цифры мало что говорят: это много или мало? Например, в Telegram до сих пор маркируется не более 50% рекламы, а в Instagram (принадлежит Meta признанной в России экстремистской и запрещенной) - не более 30%", -говорит эксперт.

С другой стороны - сегодня большинство участников рынка по-прежнему испытывают трудности с обменом информацией с реестром.

"Даже самые крупные игроки маркируют с большим количеством ошибок, а про малый и средний бизнес и говорить не стоит. Правила маркировки появляются в отдельных документах, часто в формате вопрос-ответ, а не в методиках или в виде сервиса. Даже имея в команде специалистов по маркировке и поставленный процесс, тратим десятки часов в неделю на разбор различных ситуаций клиентов. Экспертно видим, что больше половины маркировки сделано некорректно. Штрафовать можно почти любого. Массовый закон так работать не должен. В этой ситуации скажу спасибо Роскомнадзору и ФАС за то, что пока не перешли в проактивную позицию (у рекламодателей есть время на тренировку)", - уверен эксперт

По словам Стукалова, главная задача ведомств, ответственных за этот закон, быстрее сократить разрыв между этими двумя аспектами. "Большинство рекламодателей стараются добросовестно исполнять закон, но условия играют против них", - подытоживает он.

Утверждать, что большинство участников рынка испытывают проблемы с маркировкой рекламы не вполне корректно, говорит Таня Иванова, президент Ассоциации блогеров и агентств (АБА) и глава агентства Hello Blogger.

"Рынок инфлюенс-маркетинга делится на два лагеря: блогеры, которые ведут свою деятельность полностью самостоятельно и те, кто передал бухгалтерско-юридическую работу продюсерским агентствам или командам. Мы можем смело отвечать за вторых, что у них количество ошибок минимально. Чего не скажешь о блогерах, которые самостоятельно заносят и подают данные о маркировке, часть из них пользуются информацией из недостоверных источников, самостоятельно интерпретируют законы и совершают ошибки", - уверена Иванова

Она отмечает, что рынок постепенно обучается, в том числе благодаря карточкам, которые регулярно выпускает ФАС России с разъяснениями по законодательству о рекламе, рекомендациям и памяткам от контролирующих органов, как например недавно выпустил РКН по размещению идентификатора рекламы и работе АБА и консультационного центра.

"Уже можно сказать, что рынок адаптировался к новым правилам игры. Теперь нам и ведомствам нужно только уточнять эти правила и обучать новых игроков", - убеждена Иванова.

Поделиться