29.03.202415:46

В России разрабатываются и внедряются инновационные методы диагностики и лечения

Заседания Ученого Совета Группы компаний "Медси" проходят регулярно: лучшие специалисты клиники, светила зарубежной медицины выступают перед коллегами, рассказывают о новых медицинских технологиях, проводят мастер-классы. Благодаря такой работе уровень диагностики и лечения в клинике поддерживается на самом современном уровне.

"Ученый Совет у нас работает с 2009 года, а в 2010 году был открыт Центр Диагностики и Инновационных Медицинских технологий, в котором ведутся научные разработки. Наша работа строится так, чтобы в клинической практике опираться на достижения современной науки и оказывать помощь пациентам на самом высоком уровне", - сказал, открывая заседание, председатель Ученого Совета, доктор медицинских наук, профессор Геннадий Коновалов.

Всего в Ученом Совете работает 45 топовых специалистов, в том числе два академика РАН, два член-корреспондента РАН, более 30 докторов медицинских наук, пятеро профессоров, работающих в ведущих зарубежных клиниках - они представляют 35 медицинских специальностей и отслеживают все новое, что происходит в медицинском мире.

Фото: предоставлено пресс - службой ГК "Медси"

"Только в области атеросклероза в прошлом году мы провели более 40 мероприятий, в том числе 32 липидные школы, восемь конференций, создали четыре обучающих фильма для пациентов и врачей. Создали методику определения рецепторов к ЛНП, разработали калькулятор риска осложнений ИБС и коронарной смерти - все это помогает нашим специалистам оказывать помощь пациентам на самом высоком уровне", - подчеркнул профессор Коновалов.

"Ученый Совет уникален не только по своему составу, но и по инновационным методикам диагностики и лечения пациентов, которые разрабатываются здесь и после внедряются в практику. Совет помогает делать медицину еще более прогрессивной, компетентной, высокотехнологичной, позволяет улучшать качество жизни пациентов. И, безусловно, определяет приоритетную и актуальную повестку для эффективного медицинского развития компании и открытия профильных центров компетенций", - отметил Коновалов.

Последнее заседание, приуроченное к 15-летию создания Ученого Совета, было не только праздничным, но и деловым. Интересные доклады по актуальным проблемам современной медицины представили известный пульмонолог, академик РАН Александр Чучалин; швейцарский нейрохирург, профессор Эвалданс Чеснулис; один из лучших специалистов России в области лучевой и УЗИ диагностики, профессор Александр Зубарев.

Оксид азота - молекула XXI века

Академик Александр Чучалин рассказал, какую роль для организма играет оксид азота (NO), как его применяют в диагностике и лечении различных заболеваний.

"Оксид азота - уникальная молекула, в которой заложены тонкие диагностические возможности. Его концентрация в выдыхаемом воздухе может служить маркером некоторых заболеваний. Так, повышенные концентрации NO могут указывать на наличие бронхиальной астмы, аллергического ринита, грибковых поражений дыхательных путей. При пониженной концентрации - можно заподозрить синдром Картагенеара, первичную цилиарную дисфункцию, легочную гипертензию", - рассказал Чучалин.

Этот вид диагностики, в частности, применяется у спортсменов - когда нужно с уверенностью подтвердить заболевание бронхиальной астмой.

Фото: предоставлено пресс - службой ГК "Медси"

"Через нашу клинику прошло много спортсменов, участников российской сборной. Астма не является ограничением к участию в соревнованиях, спортсменам разрешено применять противоастматические препараты, включенные в запретительные списки Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Вот почему так важно не просто поставить диагноз, но и аргументированно его подтвердить. Мы подготовили необходимые документы, и ни одного из наших пациентов ВАДА не завернула. Они успешно выступили на Олимпиаде", - рассказал Чучалин.

Все шире применяют оксид азота и в лечебных целях.

"Постковидный синдром развивается у каждого пятого-восьмого пациента, - пояснил Чучалин. - Виной тому окислительный стресс. Вирус повреждает клетки крови, капилляры. Все органы страдают из-за кислородного голодания. Нейровоспаление, слабость и утомляемость, проблемы с памятью, миопатия, плохой сон - все это следствия окислительного стресса. Справиться с ним помогают ингаляции NO и других медицинских газов".

Сложность в ингаляционном применении NO была в том, что газ в баллонах быстро окисляется до двуокиси азота и теряет целебные свойства. Но ученым удалось создать прибор, который "извлекает" оксид азота прямо из атмосферного воздуха - его можно использовать прямо у постели больного.

Еще одно направление - продолжается изучение влияния NO на липидный обмен. "С возрастом способность организма синтезировать оксид азота падает, и это негативно отражается на сосудах - начинает развиваться атеросклероз. Американцы уже вводят в клиническую практику измерение не только уровня холестерина в крови, но и контроль уровня нитратов и нитритов", - объяснил Чучалин.

Любопытно, что повлиять на уровень NO можно не только дыхательным путем (с помощью ингаляций), но и пищевым - если соблюдать определенную диету.

"Есть продукты, которые активируют синтез NO - это всевозможные зеленые салаты, китайская капуста, руккола, шпинат, листовая свекла. Достаточно съедать 450 граммов зелени ежедневно, чтобы поддержать свое здоровье", - советует Чучалин.

Перспективы у медицинского применения NO огромные: он оказывает влияние на весь организм, регулируя ось "мозг-кишечник-иммунная система", снижает риск сахарного диабета, замедляет старение мозга.

Фото: предоставлено пресс - службой ГК "Медси"

"Замочная скважина" в нейрохирургии

О достижениях нейрохирургии рассказал профессор Центра нейрохирургии Швейцарского нейроинститута Hislanden, нейрохирург с мировым именем Эвалданс Чеснулис.

Уже несколько лет швейцарский профессор приезжает в Россию - консультирует пациентов, делится опытом с коллегами. Цель современной нейрохирургии - минимизировать размеры вмешательства, максимально сохранив качество жизни пациента. Это принцип "замочной скважины".

Доктор показал видео операции у пациентки с аневризмой сосуда мозга. "Смотрите, вместо огромного трепанационного окна на половину головы - мы делаем разрез не более трех сантиметров. Можем даже спрятать разрез в брови - чтобы в дальнейшем не было видно шрама. Вот это и есть - доступ "замочная скважина", - отметил Чеснулис.

В современной нейрохирургии важно все: просчитать каждый миллиметр на входе - чтобы не ограничить маневренность в глубине мозга, провести предоперационную подготовку, смоделировать ход операции.

Такое качество хирургии - с минимальной травматизацией и максимальным сохранением всех функций головного мозга - обеспечивается применением сложных технологий.

Так, перед операцией пациенту выполняют функциональную МРТ мозга: во время исследования его просят пошевелить пальцами, стопой, посмотреть картинки - и определяют, какие участки мозга активны.

"Так мы строим модель участков мозга, которые отвечают за ту или иную функцию, чтобы выбрать оптимальный путь операции", - поясняет профессор Чеснулис.

Еще один вид МРТ - трактография - позволяет исследовать проводящие пути в головном мозге. МРТ-спектроскопия улавливает метаболиты кислот, которые есть в опухоли. Все это дает четкое понимание локализации опухоли, ее размеров и границ.

Еще одна супертехнология, которая появилась на вооружении нейрохирургов - системы навигации.

"Сейчас хирург идет на операцию куда более подготовленным. На экран компьютера загружается предварительный снимок - и затем во время вмешательства система навигации помогает понять, где находится кончик инструмента, как выполняются необходимые манипуляции. Цифровые, компьютерные технологии, лучевые методы контроля, медицинский инструментарий - все это постоянно совершенствуется. Но никогда все эти "игрушки" не заменят руки и ум хирурга", - заключил профессор Чеснулис.

Что умеет ультразвук

В КДЦ "Медси" на Белорусской уже несколько лет работает Центр Инновационного Ультразвука. О возможностях этого способа диагностики рассказал его руководитель, профессор Александр Зубарев.

"Одно из последних достижений - применение ультраскоростного ультразвука. Вот пример обнаружения маленькой фибромы на языке - это уникальное исследование, - говорит профессор Морозов. - Эта же технология используется для оценки риска развития рака простаты - УЗИ с частотой 29 мггерц с высокой точностью определяет микроструктуру предстательной железы. В США эта технология уже внесена в обязательную диагностику рака простаты".

Фото: предоставлено пресс - службой ГК "Медси"

Еще одно направление - УЗИ с контрастом. Это исследование позволяет определять характер образования - например, можно оценить опасность разрушения атеросклеротической бляшки в сосуде и тем самым предотвратить инсульт.

"Вот еще один пример. Вы видите картину прохождения контраста в почке - революционная технология позволяет показать процесс в динамике, мы можем оценить скорость клубочковой фильтрации, понять, как работает почка. Для нефролога - это бесценная информация", - говорит Александр Зубарев.

На новых ультразвуковых приборах в клинике "Медси" также проводятся уникальные комплексные исследования: врач имеет возможность сопоставить данные КТ, МРТ и УЗИ на одном экране.

Больше не нужно повторять небезопасные и дорогие КТ и МРТ, пациенту достаточно принести диск с данными первого исследования. Далее весь контроль за ходом лечения и наблюдение пациента проводится только с помощью УЗИ.

Фото: предоставлено пресс - службой ГК "Медси"

"Интересное направление, которое сейчас быстро развивается - персонификация ультразвуковых исследований. Когда я учился в аспирантуре 40 лет назад, мы только мечтали, что когда-нибудь приборы УЗИ станут такими же компактными и простыми в применении, как фонендоскоп. Сейчас это происходит на наших глазах. УЗИ-сканеры сегодня выглядят как айфон, с их помощью можно быстро и просто ставить диагноз прямо у постели больного", - заключил профессор Зубарев.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации