Банк России начал повышать ключевую ставку в июле 2023 года с отметки 7,5% и в декабре довел ее до текущих 16%. На заседаниях в феврале, марте и апреле этого года уровень в 16% все время сохранялся. ЦБ поднимал ставку на фоне заметно ускорившегося роста потребительских цен из-за повышения спроса, который превысил возможности производства, рассказывала ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина.
В апреле годовая инфляция (к тому же периоду прошлого года) составила 7,8%. Как следует из расчетов Росстата, к концу мая она ускорилась до 8,15%. При этом пока что Банк России ожидает снижения инфляции до 4,3-4,8% в 2024 году и ее возврата к целевым 4% в 2025 году.
"Инфляционное давление остается повышенным; спрос, темпы кредитования и экономический рост - высокими. Напряженность на рынке труда также сохраняется. Совокупность данных факторов настраивает на рассуждения о необходимости дополнительного ужесточения денежно-кредитных условий", - считают экономисты по России и СНГ+ "Ренессанс Капитала" Олег Кузьмин и Андрей Мелащенко. По их мнению, речь будет идти пока только о дополнительном ужесточении сигнала со стороны Банка России (обычно он звучит примерно как "будет рассматривать целесообразность повышения ключевой ставки на следующем заседании"). Того же мнения придерживается старший аналитик УК "Первая" Наталья Ващелюк.
Ранее зампред Банка России Алексей Заботкин отмечал, что на заседании ЦБ 7 июня вариант с повышением ключевой ставки будет "рассматриваться предметно". А данные по инфляции и инфляционным ожиданиям говорят о том, что усиливаются аргументы в пользу поддержания жесткой денежно-кредитной политики в течение долгого времени, добавлял он.
По мнению главного аналитика Совкомбанка Михаила Васильева, чаша весов в следующую пятницу, скорее всего, перевесит в сторону повышения ключевой ставки до 17%. Если этого все же не случится, то повышение состоится на следующем заседании 26 июля, считает он. По словам Ващелюк, подобное решение не удивит рынок и уже в основном учтено в котировках
Васильев также полагает, что до конца года ни одного снижения ключевой ставки можно не ждать. "В рисковом сценарии мы допускаем повышение ключевой ставки до 18-20%, если инфляция не будет замедляться в ближайшие месяцы", - указывает эксперт.
Проинфляционными факторами выступают дефицит кадров на рынке труда и быстрый рост зарплат, мягкая бюджетная политика, геополитические риски и риски ослабления рубля, повышенные инфляционные ожидания населения и бизнеса, по-прежнему активное кредитование, в том числе в рамках большого числа льготных программ, перечисляет Васильев.
"Мы ожидаем, что годовая инфляция достигнет своего пика в этом июле на уровне 8,6% (после повышения тарифов ЖКХ почти на 10%) и замедлится до 6,5% к концу этого года. Возвращения инфляции к целевым 4% мы ожидаем только к концу 2025 года. То есть инфляция в этом году, вероятно, снова будет существенно выше целевых 4%. Это будет уже четвертый год подряд, когда Банк России не достигает целевого уровня по инфляции, что не может не беспокоить ЦБ", - говорит аналитик.
Вслед за повышением ключевой ставки на сопоставимую величину, вероятно, возрастут ставки по депозитам, что еще больше увеличит привлекательность рублевых сбережений, добавляет Васильев. Таким образом, еще более выгодные депозиты можно будет открыть уже после повышения ставки. Приток денег на рублевые вклады позитивно повлияет и на курс российской валюты.
Вслед за повышением ключевой ставки на сопоставимую величину, вероятно, возрастут ставки по кредитам (потребительским кредитам и рыночной ипотеке). Поэтому лучше брать кредит сейчас, чем после повышения ключевой ставки, советует аналитик.
"В целом заемщикам стоит быть готовыми к тому, что деньги в экономике останутся дорогими еще долго, а, вероятно, и еще подорожают. Поэтому стоит тщательно планировать свои финансовые возможности", - подчеркивает Васильев.
Что касается долгового рынка, то цены облигаций с постоянным купоном могут продолжить падать в ближайшие недели, в том числе после заседания Банка России, говорит эксперт. Причиной этого, вероятно, станет дальнейшая переоценка рыночных ожиданий в сторону более высокой ключевой ставки на более длительный срок.