31.05.2024 03:00
Поделиться

В Вэйфане древние традиции народных ремесел достигают новых высот

Многие из нас хранят хотя бы одно детское воспоминание, связанное с воздушным змеем. Кому-то на память приходит простой, классический змей в виде ромба, кто-то вспоминает разноцветного змея в форме птицы с яркими хлопающими крыльями, которого когда-то в солнечный весенний день запускали на природе в кругу семьи. Когда ветер усиливался, вы бежали изо всех сил, пока воздушный змей не поднимался высоко в небо и начинал кружиться в воздухе.
Девушка запускает воздушного змея в Чжэньцзяне, провинция Цзянсу.
Девушка запускает воздушного змея в Чжэньцзяне, провинция Цзянсу. / Синьхуа

Однако воздушный змей, который запомнился Ян Хунвэй из деревни Янцзябу в Вэйфане (провинция Шаньдун), немного другой. Это змей в виде гигантской сороконожки с головой дракона, которая растянулась на 360 метров, и для ее запуска потребовались десятки людей. Это было на третьем Международном фестивале воздушных змеев в Вэйфане в 1986 году. Чтобы отметить наследие своей деревни, связанное с изготовлением воздушных змеев, ее дед Ян Тункэ и дядя Ян Циминь, оба мастера своего дела, задумали и создали модель в 10 раз больше, чем все, что они когда-либо делали.

Вэйфан известен как "мировая столица воздушных змеев", а деревня Янцзябу долгое время оставалась центром местного производства.

Ян Хунвэй родилась в этой деревне в 1966 году и выросла в семье потомственных мастеров бумажных змеев. В этом году она стала хранительницей нематериального культурного наследия, унаследовавшей технику изготовления воздушных змеев в Вэйфане.

"У нас в Вэйфане есть поговорка: Нет ничего такого, что не могло бы летать, - говорит она. - У нас идеальные ветровые условия, много высококлассных мастеров и много различных видов воздушных змеев ручной работы".

Деревня Янцзябу достаточно мала, но при этом она стала домом для двух объектов нематериального культурного наследия национального уровня - воздушных змеев и новогодних картинок Янцзябу - традиционного вида ксилографии, используемого для украшения домов во время Праздника весны.

На недавно прошедшем 37-м Международном фестивале воздушных змеев в Берк-сюр-Мер, во Франции, Ян Хунвэй взяла с собой несколько видов вэйфанских воздушных змеев, в том числе змея-сороконожку с головой дракона, туловищем и хвостом, изготовленным из примерно 50 дисков, каждый из которых вручную раскрасили дети.

"На протяжении всей истории воздушные змеи были близки к повседневной жизни людей и находились под влиянием народных традиций", - говорит Ма Чжияо, профессор Тяньцзиньского университета, специализирующийся на фольклоре и нематериальном культурном наследии. "Они стали частью народной культуры, обеспечивая развлечения и физическую активность. Это наследие передается из поколения в поколение, демонстрируя непреходящую жизнеспособность китайской цивилизации".

Первые упоминания о воздушных змеях относят к позднему периоду Чуньцю (770-476 гг. до н.э.), и исторические источники приписывают их изобретение философу Мо-цзы, который потратил три года на изготовление деревянного ястреба, считающегося прототипом современных воздушных змеев. Позже Лу Бань, мастер плотницкого дела и инженер, усовершенствовал их, заменив дерево бамбуком.

Воздушный змей-многоножка с головой дракона, изготовленный Ян Хунвэй. Фото: Предоставлено China Daily

Во времена династии Восточная Хань (25-220 гг.) изобретатель Цай Лунь улучшил технику изготовления бумаги, что привело к изобретению "бумажных ястребов", которые напоминали известных нам сегодня воздушных змеев. "Происхождение воздушных змеев показывает удивительную способность и креативность древних китайцев подражать природе и исследовать ее тайны", - говорит Ма.

"Они наблюдали за птицами и думали о том, как использовать дерево и бумагу для создания предметов, способных парить в небе. Ими двигало любопытство и дух научного поиска, для того чтобы понять и использовать силу ветра".

В период правления династии Тан (618-907 гг.) относительная стабильность и процветание сделали бумагу более доступной и воздушные змеи стали частью жизни простых людей. По мере совершенствования техники изготовления воздушных змеев появились разновидности, украшенные изображениями и издающие звуковые эффекты.

В этот период запуск воздушных змеев во время праздников становится обычаем. Поэт династии Тан Ло Инь написал прозу о запуске воздушного змея на Праздник холодной пищи, который отмечают за 1-2 дня до праздника Цинмин - Дня поминовения усопших (позже эти праздники объединили). Этот обычай был популяризирован в эпоху династии Сун (960-1279 гг.). К династиям Мин и Цин в дизайне, стиле, производстве, декоре и летном мастерстве наметился значительный прогресс.

Несколько видов воздушных змеев с различными узорами, цветами и симметричной структурой. Фото: Предоставлено China Daily

"Многие литераторы любили вручную изготавливать шелковых змеев в качестве подарков для своих семей и друзей", - говорит Ма. "Они тщательно отбирали материалы, а затем вручную расписывали шелковое покрытие. Такие воздушные змеи были изысканными и долговечными".

Одним из самых известных любителей воздушных змеев в истории был Цао Сюэцинь, китайский писатель династии Цин, автор основополагающего романа "Сон в красном тереме". Запуск воздушных змеев изображен в книге как развлечение благородной семьи главного героя и использован в качестве метафоры судеб персонажей.

В 70-й главе книги главный герой предлагает запустить воздушного змея, чтобы "отпустить неудачу" - убеждение, традиционно связанное с воздушными змеями.

"В прошлом, когда проходили Праздник холодной пищи и День Цинмин, запуск воздушных змеев считался одним из ключевых обычаев, - говорит Ма. После жертвоприношений предкам люди запускали воздушных змеев, что, с одной стороны, выражало мысли о членах семьи, а с другой - отпускало все несчастья и дурные предзнаменования".

"А на Праздник драконьих лодок, который традиционно считался самым "ядовитым" днем в году, что больше всего отражалось на детях, люди запускали воздушных змеев, символизируя избавление от несчастья, чтобы члены семьи могли прожить долгую и здоровую жизнь".

Вэйфан, Пекин, Тяньцзинь и город Наньтун в провинции Цзянсу - четыре района, славящиеся самобытной техникой изготовления воздушных змеев. Все они обладают своими уникальными особенностями, но при этом разделяют одну и ту же приверженность сохранению, наследованию и развитию традиционного ремесла.

Ма говорит, что "четыре техники" изготовления воздушного змея - изготовление каркаса из обжаренного расщепленного бамбука, наклеивание на рамы таких материалов, как бумага и шелк, нанесение изображений на корпус и запуск воздушного змея - являются проверкой темперамента, терпения и преданности человека. "По такому скромному предмету, как воздушный змей, мы можем судить о привязанности китайцев к культурным ценностям, связанным со счастьем, позитивом и здоровьем. Именно поэтому тонкая ниточка, связывающая нас с воздушными змеями и культурой, сохранилась до наших дней и остается заветной частью современной жизни".