Если быть точным, Центробанк в своем майском бюллетене констатировал, что уже в апреле появились признаки замедления экономического роста. При этом председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, объясняя решение регулятора оставить ключевую ставку на уровне 16 процентов годовых, сделала акцент на сохраняющемся дисбалансе между совокупными спросом и предложением. Естественно, в пользу спроса.
В Приволжье ситуация первого квартала также демонстрирует отдельные признаки замедления темпов роста производства. Во второй половине прошлого года индекс этого показателя в ПФО в среднем прибавлял по 8 процентов к соответствующему периоду 2022 года. В марте-апреле он закрепился на отметке ниже 6 процентов.
Правда, в части небольших по размеру экономик регионов промышленники в первые четыре месяца текущего года нарастили выпуск: Чувашия - на четверть, Ульяновская область - на 18,6 процента, Вятка - на 17,5. Однако промышленность самого мощного региона - Татарстана - прибавила по сравнению с первой третью прошлого года всего на 1,8 процента. Это и определило общий, достаточно скромный показатель выпуска крупнейшего сектора макрорегиона.
Наиболее оперативный показатель, отражающий спрос реального сектора на ресурсы, в частности на рабочую силу, индекс ХэдХантер (показывает соотношение резюме и вакансий), в мае продемонстрировал некоторую стабилизацию в ПФО. Если его средние показатели за первые пять месяцев по всем регионам Приволжья в текущем году отражают рост дефицита на рынке труда, то данные за май в сравнении с прошлым годом по ряду регионов демонстрируют стабилизацию или даже некоторое улучшение ситуации. Количество соискателей на одну вакансию в мае стало даже немного больше, чем год назад. Впрочем, в целом и теперь выбор у кадровиков невелик. Ресурс ХэдХантер все еще характеризует ситуацию как "дефицитную".
На этом фоне статистические данные, которые отражают потребление, в регионах Приволжья увеличивались куда более высокими темпами. Инвестиционный спрос в первом квартале вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19,3 процента и превысил 837 млрд рублей. Это рекорд. Хотя нужно учитывать, что начало года не слишком показательно, так как основной объем капитальных расходов приходится на третий и особенно четвертый кварталы. В региональном разрезе ситуация с приростом вложений достаточно неоднородна. Тем не менее нужно признать, что инвестиционный спрос концентрируется в топ-5 экономик Приволжья, которые обеспечивают почти три четверти вложений в основной капитал.
Потребительский спрос хоть и рос немного медленней, но уж точно намного более динамично, чем выпуск продукции предприятиями ПФО. Рост реального оборота розницы в марте и апреле превышал результаты аналогичных месяцев прошлого года более чем на 10 процентов. Единственное заметное направление потребительских расходов, где фиксируется сдержанная динамика, - платные услуги. Спрос на них в марте прибавил 3,2 процента к марту 2023-го. Для сравнения, в Москве это плюс 12,2. Так или иначе в первом квартале только эти три сегмента спроса оцениваются в Приволжье примерно в 1 трлн рублей ежемесячно.
Как констатируют эксперты Банка России и подтверждает статистика ПФО, сбережения росли даже более высокими темпами. К концу апреля на банковских счетах граждан и бизнеса скопилось более 11 трлн рублей. За год (апрель 2024 года к апрелю 2023-го) эта сумма увеличилась на 1,8 трлн рублей, то есть почти на 20 процентов. При этом наиболее интенсивно накапливали ликвидность в Мордовии и Чувашии (прирост почти на треть). В крупных регионах ситуация была иной. Самарская область и Татарстан оказались в нижней части этого списка с приростом "всего" в 12 и 16 процентов соответственно.
Параллельно с этим высокими темпами развивался и обратный процесс - кредитование банками реального сектора и потребителей. По данным на конец первого квартала, банки профинансировали жителей и предприятия округа на 2,36 трлн рублей. За год финансисты привлекли в экономику Приволжья из-за пределов округа около 900 млрд рублей. Впрочем, также неравномерно. Более трех четвертей притока финансовых ресурсов извне пришлось на Татарстан, Башкирию и Пермский край.
Впрочем, в IV квартале прошлого года и I квартале текущего направление финансовых потоков изменилось. ПФО стал донором. Банки привлекали в макрорегионе больше средств, чем вкладывали в виде кредитов. Другими словами, деятельность банковской системы на протяжении года сдерживала рост потребительского и инвестиционного спроса минимум в половине регионов Приволжья. Более того, два последних квартала тренд стал господствующим для макрорегиона в целом.
По данным Росстата, за апрель потребительские цены в ПФО выросли в среднем на 0,52 процента, что в пересчете на год дает 6,42 процента инфляции. Это заметно больше, чем мартовский рост.
"В мае ценовые ожидания бизнеса немного возросли, больше предприятий отметили влияние на это высокого спроса", - отмечают эксперты Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ в майском выпуске отчета "Региональная экономика".
Вышедшие перед заседанием совета директоров Банка России материалы создали информационный тренд о грядущем повышении ключевой ставки.
- Полагаю, это была попытка "пошатать" финансовый рынок, создать ажиотаж, чтобы привлечь клиентов в финансовые учреждения. Не считаю, что инфляция, вокруг которой столько разговоров, причина изменения денежно-кредитной политики государства. Это скорее способ оправдать определенные решения, - отметила экономист Надежда Воробьева.
Она считает, что в экономических реалиях современной России инфляционные процессы - способ балансирования экономики к происходящим структурным изменениям.
- Изменение структуры экономики - это не только данность сегодняшнего дня. Это целенаправленная политика государства. В своем выступлении на ПМЭФ"24 президент Путин назвал 10 направлений структурной трансформации, которые в ближайшие годы будут реализованы государством. Это объективно создает повышенный инфляционный фон. А жесткие процентные ставки дают правительству рычаги для перераспределения ресурсов, для реализации той самой структурной трансформации,- предположила в своем комментарии "РГ" эксперт.