Белорусско-итальянский "Пансион "Belvedere" показали в Петербурге

Спектакль компактный, показывать его можно где угодно. Он с самой премьеры семь лет идет на аншлагах, с приставными местами.
Спектакль компактный, показывать его можно где угодно. Он с самой премьеры семь лет идет на аншлагах, с приставными местами. / Пресс-служба Белорусского государственного театра кукол
В Петербурге завершился XXV международный фестиваль Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева "Молодежь. Театр. Фест" (в прошлом - "Радуга", ведущая свою историю с 2000 года).

Девять дней длился большой театральный праздник. Фестиваль не конкурсный, жюри здесь нет. Показали 27 спектаклей - 15 российских и 12 зарубежных. Беларусь была представлена двумя театрами из Минска: ТЮЗ привез спектакль Татьяны Самбук "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова, Театр кукол - "Пансион "Belvedere".

О "Пансионе..." наслышаны и в России. Поэтому - ожидаемый аншлаг, билеты разлетелись мгновенно. Спектакль поставил итальянский режиссер Маттео Спьяцци. Молодой итальянец появился в Беларуси в 2016 году. Сначала поставил спектакль в Национальном драматическом театре имени Горького. А когда работал там над вторым спектаклем, параллельно стал репетировать "Пансион "Belvedere" в Театре кукол.

Занято восемь артистов, они сочиняли истории вместе с режиссером, придумывали образы своих персонажей. Сценографией, костюмами и масками занималась главный художник театра Татьяна Нерсисян, профессионал экстра-класса, лауреат Национальной театральной премии и российской "Золотой маски".

Герои спектакля - пожилые люди, чья жизнь уже подходит к закату. Обитатели пансиона с трудом передвигаются - кто с палочкой, кто с ходунками или в инвалидной коляске. Спектакль для взрослых. Горькая комедия. Здесь нет ширмы и кукол. Нет слов. Одни движения и музыка. Только в финале на поклонах, когда актеры сняли маски, зрители увидели, что, оказывается, некоторые актрисы играли мужчин, а актеры - женщин, и все они молоды.

История про стариков такая понятная в любой точке мира. Кстати, "Пансион..." много где побывал - возили его по Беларуси, России, играли в Германии, Польше.

- Спектакль выездной, компактный, показывать его можно где угодно. На нашей сцене он с самой премьеры семь лет идет на аншлагах, с приставными местами. Хотя играем четыре-пять раз в месяц, билеты раскупают сразу. Рекорд продажи - 10 минут. Многие возмущаются, что на спектакль трудно попасть. Касса работает с 10 часов, порой люди занимают очередь в шесть утра, приносят с собой складной стул, ожидая открытия... - рассказал "СОЮЗу" замдиректора театра Вячеслав Леоненко.

Илья Сотиков играет в этом спектакле с премьеры. Его персонаж самый старый по возрасту и единственный с именем - "Игорь 98". Любитель чтения и шахмат.

- Игорь - эстет, интеллигент, его можно назвать питерским дедушкой, - поделился актер. - Нам хотелось, чтобы наши герои были разными. Маски, придуманные художником Татьяной Нерсисян, мы выбирали сами. Создавали спектакль, как в студенчестве - этюдным методом. Режиссер предложил несколько тем: "Обед", "День рождения", "Телевизор" и другие. Пьесы не было. Импровизировали. Наблюдали за пожилыми людьми, их походками, навыками, "фишечками". Подсматривали повсюду - дома, на улицах, в магазинах. Я, например, списал своего персонажа с моего дедушки, который в то время уже умер. Кое-какие повадочки его взял, добавил новых красок и дополнил воспоминаниями о других стариках.

Это очень живой спектакль. Он развивается. И в то же время теперь в нем сложно импровизировать - можно навредить партнерам. После "Пансиона..." мы и в других спектаклях стали больше пользоваться методом наблюдений.

Интересный момент. Недавно у нас был ввод одного актера в этот спектакль. На репетиции мы были без масок и вдруг обнаружили - через столько лет! - что не знаем, что делают партнеры на сцене: мы ведь существуем обособленно, видим совсем немного - у нас очень маленькие прорези для глаз в масках.

- Наверное, это самый сложный для вас спектакль - играть согбенного старика?

- Да, нелегкий спектакль для меня, 33-летнего. Ходить согнувшись более часа - то еще испытание. Я жду, когда наконец нам дадут массажиста. (Смеется). Спину я, конечно, "подубил". Но спектакль - любимый!

Тем временем

Впервые за много лет белорусские цимбалы звучали в Екатеринбурге. На Урал из Минска в июне их привезла лауреат международных и республиканских конкурсов Вероника Прадед.

В финале концертного сезона Уральский государственный русский оркестр представил программу "Содружество народов - содружество культур". Целое отделение концерта было посвящено белорусским цимбалам. В сопровождении оркестра солистка Белорусской государственной филармонии, заведующая кафедрой струнных народных инструментов Белорусской государственной академии музыки Вероника Прадед сыграла оригинальные произведения В. Курьяна, В. Кузнецова, А. Цыганкова и других композиторов.

"В своем творчестве делаю акцент на оригинальную музыку, которая написана с учетом тембро-акустических особенностей инструмента. Так цимбалы раскрываются на сто процентов", - поделилась Вероника Прадед.

Редкий для Урала, да и России инструмент имеет тысячелетнюю историю: цимбалы, как доска с натянутыми струнами, упоминаются еще в Ветхом Завете. В Беларуси цимбалистов готовят практически в каждой музыкальной школе.

Цимбалы Вероники Прадед звучат не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами: в знаменитых филармонических залах России, стран СНГ и Европы. А 21 июня исполнительница сыграет с одним из лучших коллективов России - Красноярским камерным оркестром. Он даст единственный концерт в Белорусской государственной филармонии в рамках Дней культуры города Красноярска в Минске.

Подготовила Дарья Борисова

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться