ГИБДД не поставит машину на учет без подтверждения уплаты утилизационного сбора

Госавтоиснпекция сможет отказать в регистрации автомобилей, за которые не уплачен в полном размере утилизационный сбор. Соответствующий проект поправок в закон о регистрации транспортных средств принят 18 июня в Госдуме во втором чтении. Вроде, ничего страшного. Но если собственник продает машину до истечения года с момента его регистрации, то тут возникают проблемы. Причем серьезные.
После регистрации ввезенного автомобиля его можно будет продать только через год.
После регистрации ввезенного автомобиля его можно будет продать только через год. / Сергей Михеев

Напомним, что у нас действуют два вида утилизационного сбора. Первый рассчитан на то, что человек сам себе привез автомобиль в личное пользование. Так называемый льготный. Он уплачивает в казну 3400 рублей за машину до трех лет и 5200 рублей за машину старше трех лет. Второй вид сбора платит человек, который привез машину для перепродажи. Постановлением правительства установлено, что льготный утиль распространяется только на тех, кто в течение 12 месяцев не продавал новую движимую собственность.

Как пояснили в Госавтоинспекции, механизм для реализации этого законопроекта предусмотрен. Ввез на территорию России некий Иван Иванович машину. Поставил на учет. Таможня сообщила, что ввезена машина по льготному тарифу. И до истечения 12 месяцев производить какие-либо регистрационные действия с этим автомобилем может только тот, кто его ввез. Устанавливается ограничение на регистрационные действия.

В этот период машину можно поставить на учет на другого человека, но только в том случае, если утильсбор будет уплачен в полном объеме. Как за машину, которая ввезена в качестве товара. А разница существенная - до полутора миллионов рублей. По сути, речь идет о запрете параллельного импорта как класса. Платить полстоимости автомобиля в виде какого-то государственного сбора? Кто на это согласится?

На самом деле утилизационный сбор, по сути, является инструментом по защите внутреннего автомобильного рынка от "серого" импорта

С другой стороны, это возможность хоть как-то обезопасить свой бюджет. Продавец предъявил все документы, ГИБДД отказал в регистрации за недоплату - повод расторгнуть сделку.

Как считает автоэксперт Игорь Моржаретто, 12 месяцев были давно прописаны. Этот пункт обходили. Автомобили по параллельному импорту начали везти все кому не лень. В принципе, интерес к таким машинам резко упал. За два года он снизился с 15 до 3 процентов.

Кстати

Законопроект предусматривает и возможность прекращения учета автомобиля сразу после того, как он был продан. Сейчас так предусмотрено только для машин, которые были проданы десять суток назад. Но это влечет за собой начисление штрафов на прежнего собственника, а также налогов на владение авто. Зато при регистрации не придется представлять полис ОСАГО. О поправках в закон "РГ" рассказывала.

Комментарии

Мария Ермилова, доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова:

На самом деле практика перепродажи автомобиля, вывезенного из-за границы, была достаточно распространена и раньше. Так работают так называемые перекупы. И после ухода ряда автопроизводителей из России их услугами пользовались даже автодилеры. Так могло быть выгоднее с точки зрения уплаты пошлин при ввозе. Получается, что таким образом была экономия на оплате этих платежей и такие продавцы зарабатывали достаточно хорошие комиссии.

Если эту норму утвердят, то покупателям у таких продавцов надо будет проверять способ оплаты сборов и скорее всего учесть в расходах, что придется доплатить еще сборы при постановке на учет. Поскольку не было такого тщательного учета платежей и не контролировалось, что авто продается в течение года, и возникала ситуация, что вспоминали о сборах спустя годы.

Утверждение нормы может привести к повышению стоимости автомобилей, а также к тому, что они достаточно долго будут у продавца, свыше 12 месяцев. Но большая вероятность того, что чтобы сохранить спрос, расходы будут не на продавце, а на покупателе. И здесь покупателю важно проявить осмотрительность при покупке, чтобы у него было понимание о доплате во избежание неприятного "сюрприза".

Егор Васильев, автоэксперт:

На самом деле, утилизационный сбор по сути является инструментом по защите внутреннего автомобильного рынка от "серого" импорта. И государство им активно пользуется, превратив его в заградительную пошлину.

Естественно, что речь идет об автомобилях, ввезенных из-за рубежа. И если для такого авто между постановкой на учет и новой продажей прошло менее одного года, то новый владелец будет вынужден заплатить утилизационный сбор по тарифам, рассчитанным для юридических лиц. И сумма может быть и больше миллиона рублей.

Более того, по новой инициативе правительства без уплаты сбора автомобиль не будут ставить на учет. Таким образом закрываются последние лазейки по нелегальному доступу авто на российский рынок.

Кто от этого выиграет? Естественно, официальные поставщики и производители авто. И как ни странно, конечный потребитель. Ведь сейчас на нашем рынке можно приобрести новый автомобиль на любой вкус и кошелек. Тем более, что он при этом еще и будет обладать официальной гарантией от автопроизводителя и при этом покупатель будет защищен законодательством РФ при возникновении каких-либо проблем. Так что официальное приобретение автомобиля становится выгодней и безопасней любых "серых" схем.