01 июля, 00:00

С 1 июля банки будут отвечать на жалобы клиентов максимум за 15 рабочих дней

С 1 июля банки, микрофинансовые организации (МФО), страховщики и любые другие финансовые компании будут отвечать на жалобы клиентов максимум за 15 рабочих дней. По сути вводится единый порядок работы с обращениями для всех финансовых организаций, он будет стимулировать участников рынка не допускать недобросовестных практик и нарушений прав клиентов, пояснили в Банке России.

Срок работы с жалобой клиента может быть продлен на 10 рабочих дней.
Срок работы с жалобой клиента может быть продлен на 10 рабочих дней. / iStock

При этом срок работы с жалобой клиента может быть продлен на 10 рабочих дней, если потребуется дополнительная информация для принятия решения.

"Устанавливается обязанность принимать обращения как в офисах, так и по обычной и электронной почте. Допускаются и дополнительные способы приема обращений, информация о них должна размещаться на сайте и в офисах компании", - отмечают в ЦБ.

Если финансовая организация не ответит клиенту вовремя, Банк России сможет применить к ней меры надзорного реагирования и рассмотрит обращение самостоятельно. Кроме того, если заявитель останется недоволен тем, как финансовая организация отреагировала на его проблему, он может направить в Банк России повторное обращение для проведения разбирательства.

Закредитованным клиентам будет еще сложнее взять в долг у банка

Банк России с 1 июля и на весь третий квартал 2024 года установил более строгие ограничения на кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой.

ЦБ ограничивает не заемщиков, а банки и микрофинансовые организации (МФО) через инструмент макропруденциальных лимитов. Это количественные ограничения на выдачу кредитов заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки по отношению к их ежемесячному доходу. То есть если человек и так отдает за платежи по долгам внушительную сумму (от 50% дохода), то шансы на оформление нового кредита у него заметно снизятся. Если показатель долговой нагрузки превышает 80%, то кредит не будет выдан точно.

Если заявитель останется недоволен тем, как банк отреагировал на его проблему, он может направить повторное обращение уже в ЦБ

"Макропруденциальные лимиты ведут к перераспределению объемов выдач в пользу заемщиков с меньшей долговой нагрузкой и более устойчивых в случае стресса", - поясняют в Банке России. Как отмечают в Центробанке, заемщики с более высокой долговой нагрузкой чаще допускают просрочки по кредитам, поэтому их доля в кредитном портфеле банков влияет на риск возможных потерь банка.

Кроме того, по договорам на кредит или микрозайм, заключенным с 1 июля, поменяется порядок погашения долга. Когда заемщик начнет платить по кредиту, то в первую очередь деньги пойдут на погашение пропущенных взносов, а затем уже на плановый платеж. И только потом - на штрафы и пени. До этого сначала закрывался просроченный долг, а затем - неустойка.

Банки обяжут блокировать переводы на подозрительные счета

Российские банки с 25 июля будут обязаны проверять реквизиты получателей любых денежных переводов. Смысл проверки - выяснить, не находится ли счет в базе мошеннических.

Если счет окажется мошенническим (то есть он уже ранее был замечен в преступных схемах), то банк предупредит отправителя об этом. Перевод будет заморожен на два дня: за это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать его.

Если банк не проведет проверку подозрительного счета, то банк должен будет возместить клиенту переведенные деньги. Сделать это будет нужно за 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего клиента.

"Кроме того, банки обяжут отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных противоправных действиях поступила от МВД России", - отмечают в Центробанке.

Новости
Поделиться
Новости

Депозиты, акции, ПИФы. Тест по финансовым инструментам: а знаете ли вы отличия?

Пройти тест