Наибольший рост показывают зарплаты домашнего и обслуживающего персонала. Предложения для них в первой половине 2024 года выросли на 45%, сообщили в hh.ru. Речь идет о воспитателях, нянях, уборщиках, водителях, дворниках, администраторах, сотрудниках общепита (официантах, барменах, бариста), поясняет Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности hh.ru. Средняя зарплата по этой группе профессий составила 77,8 тыс. рублей.
Чуть меньший рост показали зарплаты сотрудников на сдельных оплатах труда, занятых в основном в онлайн-торговле. Это курьеры, кладовщики, грузчики и упаковщики. Их зарплаты с начала года прибавили 42%. Сегодня в среднем в сфере доставки, транспорта и логистики зарплаты составляют 90 тыс. рублей. Также быстро растут зарплаты разнорабочих - на 34% за первое полугодие. Сейчас им в среднем предлагают 85,4 тыс. рублей.
В первую очередь эта ситуация говорит об острой потребности в неквалифицированных сотрудниках, считает Екатерина Каштанова, доцент кафедры управления персоналом ГУУ. Кроме того, к такому эффекту привела слишком долгая неоцененность неквалифицированного труда и определенных профессий, добавляет Людмила Иванова-Швец, доцент Базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Управления человеческими ресурсами" РЭУ им. Г.В. Плеханова. В то время как речь идет о труде, который требует больших физических усилий и временных затрат.
Высокооплачиваемые курьеры уже стали новым феноменом современного общества. Нынешней зимой, в непогоду и холод, их зарплаты достигали 144 тыс. рублей, а летом снизились до 111 тыс. рублей. Однако для таких заработков они тратят на доставку заказов 10-12 часов в день.
Доходы увеличиваются у всех сотрудников, занятых в доставке и перевозке товаров. На рынке наблюдается дефицит водителей, технического персонала, складских сотрудников и разнорабочих, обслуживающего перевозки персонала, поясняет доцент. Частично решить проблему могла бы автоматизация и оптимизация логистических процессов, создание единых информационных систем и баз на основе российского ПО. "Те компании, которые не готовы будут инвестировать в эти направления, в ближайшее время могут оказаться неконкурентоспособными", - считает Иванова-Швец.
Основные причины дефицита кадров в сфере домашнего и обслуживающего персонала в том, что эти профессии не считаются престижными. Но ситуация будет меняться, считает Екатерина Каштанова. Молодежь, следуя стереотипу, все еще продолжает стремиться стать юристами или финансистами. Однако для многих решающим фактором при выходе на рынок труда становится зарплата. Раньше проблема дефицита кадров в домашнем хозяйстве и обслуживании решалась за счет миграции, отмечает Екатерина Каштанова. Но сегодня наблюдается отток иностранных сотрудников, а также меняется отношение к ним.
Ситуация на рынке труда уже начинает влиять на выбор профессии. К примеру, получившие среднее профессиональное образование выпускники после службы в армии охотнее идут в курьеры, чем на те специальности, которые они получили. Виной тому зарплата на стартовых позициях. Необходимо работать, чтобы полученное ими образование использовалось. Однако в то же время и у выпускников, и у родителей начинает складываться понимание, что не только высшее образование является залогом успеха, считает Екатерина Каштанова.