Эксперты оценили влияние подорожания акцизов на топливо на цены на АЗС
В 2025 году акцизы повысятся на 4,7%. Для бензина экологического класса 5 ставка акциза с 1 января 2025 года составит 15755 руб. за тонну, в 2026 году - 16385 руб., в 2027 году - 17040 руб. за тонну (сейчас ставка - 15048 руб. за тонну). Для ДТ ставка в 2025 году - 10915 руб. за тонну, в 2026 году - 11352 руб. за тонну, в 2026 году - 11806 руб. за тонну (сейчас - 10425 руб. за тонну).
В беседе с "РГ" заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев отметил, что средства, собранные с акцизов, идут в дорожные фонды. Не случайно, когда звучат предложения об отмене или снижении акцизов для стабилизации цен на топливо в рознице, Минфин отвечает, что на акцизные деньги строятся новые и поддерживаются старые дороги, говорит Гусев.
Как отмечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, акцизы являются важным источником доходов региональных бюджетов: 74,9% поступлений по акцизам на бензин и дизель поступают в субъекты РФ. Де-факто нынешняя индексация цен является одним из способов поддержки региональных бюджетов, которые могут столкнуться с трудностями из-за потерь по налогу на прибыль. По данным Росстата, сальдо прибылей и убытков предприятий оптовой и розничной торговли по итогам первых четырех месяцев 2024 году снизилось на 51,7% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года, достигнув 466,2 млрд руб. (торговля - одна из крупнейших отраслей-работодателей в регионах).
При этом никто не отрицает, что рост ставки акцизов влияет на рост цен на АЗС. По словам Гусева, в стоимости бензина и ДТ топлива доля акциза составляет порядка 20%, то есть повышение акцизов на 4% гарантированно даст 1% к росту цен на АЗС.
С этим согласен Терешкин, он считает, что рост акцизов - одна их причин повышения цен на топливо. В 2019 году, когда только начинался "большой" налоговый маневр в нефтяной отрасли (обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу нефти), ставка акциза на автомобильный бензин 5 класса составляла 12 314 руб., а на ДТ 8 541 руб. за тонну. Соответственно, в обоих случаях прирост их стоимости к 2024 году составил 22%.
Эксперт поясняет, что привязка к налоговому маневру здесь неслучайна. В середине 2010 годов, когда он еще только обсуждался между регуляторами и участниками отрасли, повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и обнуление экспортных пошлин планировалось дополнить сокращением акцизов, которое должно было компенсировать отмену косвенных субсидий нефтепереработке. Речь идет о разнице между более высокими пошлинами на нефть и более низкими - на нефтепродукты: например, пошлины на автобензин и ДТ составляли 30% от величины пошлины на нефть. Разница в уровне пошлин стимулировала экспорт нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива) вместо экспорта первичного сырья (нефти). Нефтяники перерабатывали более дорогую нефть в более дешевый мазут и затем "гнали" его на экспорт, что приводило к потерям бюджета по экспортным пошлинам.
С 2017 года пошлины на мазут были уравнены с пошлинами на нефть. Это должно было простимулировать модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которая бы позволила повысить выход более маржинальных светлых нефтепродуктов (бензина и дизеля). С обнулением пошлин (с этого года) нефтяники лишились этой косвенной субсидии, однако при этом ставки акцизов существенно выросли, уточняет Терешкин.
При этом некоторые эксперты считают, что стимулирование нефтепереработки продолжилось через работу демпферного механизма - компенсации нефтяникам из бюджета части разницы в стоимости топлива на европейском и российском рынке. Демпфер заработал на российском рынке с 2019 года.