В условиях международной нестабильности и переформатирования существующих мировых правил и институтов вопрос общепланетарной "справедливости" волновал многих выступавших на Совбезе. При этом украинская проблематика выглядела скорее эпизодом, наглядной демонстрацией того, что происходит, когда какая-то сторона пытается поделить в своих интересах "неделимую безопасность" и подстроить под собственные цели окружающий мир.
Но без упоминания Украины в качестве негативного, демонстрирующего риски для глобальной стабильности примера и в качестве модели, применяемой Западом для манипуляций общественным мнением, конечно, не обошлось. В выступлении Лавров вновь напомнил о войне, развязанной Зеленским и его предшественниками против собственных граждан в Донбассе, целенаправленном уничтожении украинским режимом русского образования, культуры, прав всех без исключения национальных меньшинств.
"Правь, Америка" - суть порядка, основанного на правилах, который продвигают США, считает министр. И, как следствие, вывод Белого дома, с которым Россия категорически не согласна: "Американские правила важнее устава ООН". В связи с этим Лавров предложил переподписать устав международной организации, чтобы все ее члены подтвердили свою приверженность ооновским принципам, без оговорок. "Не все признают суверенное равенство всех государств", - констатировал глава МИД России.
В январе, выступая на Совете Безопасности ООН, российский министр говорил о том, как и почему якобы мирные планы и платформы, с которыми "по-прежнему тщетно носятся киевский режим и его хозяева, не имеют никакого отношения к миру". Но у нынешнего заседания Совбеза повестка существенно шире. Это и усилившийся неоколониализм Запада, о котором Лаврову часто напоминали в ходе его визитов в государства Африки, и попытки "американо-европейского сообщества" с помощью экономических и финансовых ограничений помешать развитию конкурентов, сломать систему глобализации. Как в связи с этим выразился Лавров - "все рыночное отправлено в утиль". И, конечно, создание Западом "зон нестабильности" в мире, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые позволяют ему закулисно управлять протекающими там процессами в собственных интересах. То, что сам Лавров емко называл попытками Запада "манипулировать всем и вся".
Россия представила в ООН свое видение "справедливого мира", где учтены интересы всех игроков независимо от их веса на международной арене, размера армий и цвета кожи. Речь идет о внеблоковом подходе к международному сотрудничеству на основе равенства, который противопоставляется жесткой "блоковой дисциплине", существующей в НАТО и Евросоюзе. Услышит ли главу российского МИДа западный истеблишмент? Как бы ни хотелось в это верить - нет.
Однако озвученные в стенах ООН российские и китайские подходы к будущему мироустройству становятся привлекательными ориентирами для "внезападных" и "внеблоковых" государств, что подтверждает многократно выросший интерес к структурам, где Москва и Пекин выступают одними из учредителей - ШОС, БРИКС. На фоне категоричных заявлений европейских политиков о подготовке стран Североатлантического альянса к войне спрос на иные подходы к решению международных проблем существенно возрос. Россия выступает одним из "производителей идей" на этом направлении, что подтвердил в ООН Сергей Лавров, обозначив ключевые принципы спасения от "конца истории".
Реакция представителей западного лагеря на сравнение сформированного им порядка с происходящим в повести Оруэлла "Скотный двор" была предсказуемо нервной. Представитель США в ООН Линда Томас-Гринфильд назвала высказанную Лавровым позицию "раскольнической" только потому, что она ставит под сомнение исключительное место американцев в управлении миром. Удивительно, но вместо попыток по существу ответить на прозвучавшие в адрес коллективного Запада и конкретно Вашингтона обвинения американка в буквальном смысле сыпала избитыми лозунгами, затмевая по косноязычию и скудости мысли самого Байдена. Видимо, Томас-Гринфильд озвучивала домашнюю заготовку, не обращая внимания, что та оказалась совершенно непригодной для мало-мальски компетентного ответа на прозвучавшие в речи Лаврова тезисы.
Примерно в том же духе весьма растерянно выступали так называемые американские партнеры, сосредоточившись на традиционном для себя коньке - критике Москвы за проведение спецоперации на Украине.
После завершения Совета Безопасности глава МИД России провел ряд двусторонних встреч. Первым собеседником Лаврова стал венгерский коллега Петер Сийярто, беседа с которым в присутствии прессы началась на русском языке. Очевидно, что за закрытыми дверями разговор глав внешнеполитических ведомств шел в том числе о выдвинутом главой венгерского правительства плане по урегулированию украинского конфликта. Этот документ Орбан ранее разослал лидерам стран Евросоюза. Однако его "нюансы" еще не были известны Москве.