Сомнительная по части репутации известность выпала на долю Ким Гон Хи. Она стала первой в истории Республики Корея супругой действующего лидера страны, которую допросили представители Сеульской прокуратуры. Общение Ким со следователями состоялось в воскресенье 21 июля и длилось 12 часов. Впрочем, стоит отметить, что такие длительные допросы - обычное дело в РК для громких дел, и протекают они, как правило, с перерывами, позволяя участникам отдыхать.
К первой леди Южной Кореи у прокуроров было два вопроса. Первый касался обстоятельств и причин получения ею в ноябре прошлого года дорогой брендовой сумочки Christian Dior стоимостью более двух тысяч долларов в качестве подарка от знакомого пастора, который договорился с журналистами, записавшими весь процесс на скрытую видеокамеру. Хотя помощники Ким Гон Хи утверждают, что рекомендовали ей вернуть сумку в тот же день, но женщина это не сделала. Это привело к иску в отношении нее и президента с обвинениями в получении взятки и нарушении закона по борьбе с коррупцией.
Вторая часть претензий касается уже достаточно давней истории с манипуляцией акциями компании Deutsch Motors, являющейся дилером автомобилей BMW на территории Южной Кореи. Ким Гон Хи подозревают в том, что в период с 2009 по 2012 гг. она была замешана в незаконных действиях с акциями.
Адвокат первой леди сообщил журналистам, что Ким Гон Хи обстоятельно ответила на все вопросы. В администрации президента РК же отказались предоставлять какие-то подробности мероприятия, сославшись на его деликатный характер.
Однако допрос, который сам по себе уже стал сенсацией и оказался первым подобного рода для политической истории Южной Кореи, спровоцировал еще более серьезную шумиху, когда стали известны некоторые обстоятельства общения Ким со следователями. Оказалось, что вопреки правилам жену президента не вызывали на допрос в прокуратуру, а следователи пришли к ней, так сказать, "по месту жительства" и общались в одном из зданий Службы охраны администрации лидера страны.
Это немедленно вызвало скандал, так как тут же последовали обвинения в стиле, что "закон не для всех одинаков", так как, допустим, к рядовому корейцу вряд ли придут следователи, скорее, вызовут повесткой к себе в офис.
Шумиха стала еще громче, когда стал очевиден раскол в рядах самой прокуратуры. В понедельник генеральный прокурор Ли Вон Сок принес народу извинения за "привилегии", которые получила первая леди в ходе обстоятельств допроса "по месту жительства". "Я сам неоднократно публично заверял сограждан, что у нас в стране все равны перед законом и исключений нет ни для кого. Вынужден признать, что в ходе допроса супруги президента этот принцип не был соблюден. Приношу за это свои искренние извинения", - заявил Ли. Он пояснил, что ему доложили о допросе и том, как и где он проходил, слишком поздно, а потому он не смог отреагировать. Слуга закона признал, что это не снимает ответственности с него, так как он, как руководитель, отвечает за все действия свои подчиненных. Согласно информации СМИ, руководитель Сеульской прокуратуры лично доложил генеральному прокурору о ситуации и извинился за допущенные ошибки.
Как выяснилось, идея с "допросом по вызову" стала продуктом "креатива" следственной группы Сеульской прокуратуры и ее руководителя Ли Чхан Су. Широко известно, что президент страны Юн Сок Ёль - сам, кстати, в прошлом прокурор - очень чувствительно реагирует на шумиху вокруг жены и крайне недоволен тем, что прокуратура по большому счету вынуждена была под давлением общественного мнения заняться делом первой леди.
Политологи же уверены, что разговор идет не о какой-то "случайной ошибке", а о расколе, который наметился в самой прокуратуре, где одни представители настаивают на равенстве всех перед законом, а другие пытаются учитывать настроения президента. Очевидно, что столичные следователи прекрасно понимали, что генпрокурор заставит их вызвать жену президента в прокуратуру, что тут же вызовет мегасенсацию среди журналистов, жаждущих сделать фотографии первой леди в такой неприглядной для нее ситуации. Потому-то и доложили о "допросе с выездом по месту жительства" тогда, когда ничего уже нельзя было исправить. Многие теперь ожидают, что либо генпрокурор либо начальник Сеульской прокуратуры подадут в отставку в связи со скандалом.
В любом случае вся эта ситуация еще больше осложнила жизнь президенту РК Юн Сок Ёлю. Напомним, что недавно тюремный срок за финансовые махинации получила его теща, в апреле с "разгромным счетом" правящая партия проиграла всеобщие выборы, а на днях парламент страны, где доминирует оппозиция, начал рассмотрение народной петиции, быстро набравшей более миллиона подписей, о досрочной отставке президента Юна. Теперь же еще допрос жены, причем с новым скандалом.