За что кикшеринговые компании заблокировали 213 тысяч пользователей

Кикшеринговые компании заблокировали 213 тысяч пользователей за нарушения ПДД
С начала сезона операторы краткосрочной аренды электросамокатов выписали 211 тысяч штрафов и заблокировали 213 тысяч аккаунтов пользователей.
Сергей Михеев / РГ

Пока в Госдуме думают, как повысить ответственность электросамокатчиков, кикшеринговые компании сами активно взялись за наведение порядка среди пользователей мобильного транспорта. Они даже подписали меморандум, в котором обозначили "нулевую терпимость к нарушениям". А с 27 мая они повысили штрафы за нарушения правил дорожного движения и правил сервисов. За самые серьезные из них, например, за езду в нетрезвом виде, штраф доходит до 150 тысяч рублей.

Информацию о нарушениях сервисы получают сразу из нескольких мест. Основное - городские службы. Это, например, инспекторы ГИБДД и ЦОДД в Москве или сотрудники, контролирующие платную парковку в Санкт-Петербурге. В столицах операторам также передают фото и видео с городских камер, которые фиксируют нарушения по номерам на СИМ. А Госавтоинспекция проводит с сервисами совместные рейды по поиску нарушителей, где не только штрафует, но и обучает их культурному вождению.

Нарушения фиксируют и собственные команды сервисов. У каждого есть отдельные специалисты, которые следят за порядком СИМ в городе и соблюдением ПДД. О нарушениях также сообщают сами жители через службы поддержки. А для тех, у кого не скачаны приложения операторов, есть специальный бот Ассоциации операторов микромобильности, куда можно пожаловаться на нарушителя. За этот сезон через бот сервисы отработали более 10 тысяч сообщений.

Перед наложением каждого штрафа в сервисах проверяют данные о нарушении по фото или видео. Чтобы отследить поездку, достаточно знать время и место инцидента.

Операторы также работают над предупреждением нарушений с помощью технических и сервисных ограничений. Например, скорость всех арендных самокатов автоматически снижается в специальных "медленных" и "запретных" зонах. Парковать СИМ приложения позволяют только в тех местах, где самокаты не мешают другим. Есть и специальные технологии безопасности. Например, некоторые технологии позволяют выявлять тандемные поездки. Обязательный процесс авторизации не дает арендовать самокат, тем, кому нет 18 лет.

Как сообщили в компании Яндекс GO, сервис на треть увеличил количество полевых специалистов, которые следят за порядком использования средств индвидуальной мобильности в городе. В местах, где в часы пик самокаты массово оставляли вне парковок, нарушая ПДД и правила сервиса, появились скауты, которые напоминают жителям правила парковки и фиксируют нарушения. Важно не только штрафовать, но и не допускать нарушений, считают в компании. Поэтому сервис открыл Школы вождения самокатов в Москве и Петербурге - они работают на регулярной основе по выходным, бесплатно для всех желающих.

В компании "МТС Юрент", в рамках внутренней стратегии "Год безопасного самоката" оператор реализует целый ряд инициатив, направленных на повышение безопасности и культуры поездок. В начале сезона они запустили тестирование на знание ПДД прямо в приложении. Тестирование прошли уже более 800 тысяч пользователей сервиса. Также они выявляют несовершеннолетних пользователей с помощью сервиса идентификации МТС ID, только в этом году с его помощью заблокировано уже более 4 тысяч несовершеннолетних пользователей. Нарушения ПДД в городе фиксируют консультанты по безопасности сервиса, число которых в 2024 году выросло до 2,5 тысячи в 30 городах присутствия. Наиболее часто они фиксируют такие нарушения, как езда вдвоем и неправильная парковка самокатов.

В компании Whoosh напомнили, что СИМ - это масштабное явление. За 6 месяцев этого года пользователи совершили 55,3 миллиона поездок, в сервисе зарегистрировано 23,9 миллиона аккаунтов. Миллионы людей пользуются электросамокатами, потому что для них это удобный способ передвижения на короткие и средние расстояния по городу. Разного рода инциденты и нарушения, за которые компания штрафует пользователей, за этот период не превышают 1,5% от общего объема поездок. Главная задача - сохранить удобный вид транспорта для ответственных горожан, но в то же время преградить дорогу небольшому проценту нарушителей. Офлайн- и онлайн-проекты по обучению дают результат: пользователи сервиса знают правила дорожного движения и стремятся их соблюдать.