"Так называемую амнистию за дробление бизнеса все очень давно ждали. Главное - это то, что наконец в законодательстве появилось само определение дробления бизнеса. Начало действия амнистии стартовало с 12 июля 2024 года, а не с 2025 года", - пояснил эксперт.
Он уточнил, что уже с 12 июля приостанавливаются к взысканию доначисленные суммы по вступившим в силу решениям по итогам налоговых проверок за период 2022-2024 годов.
Чтобы не платить, бизнес должен добровольно отказаться от дробления в 2025 и 2026 годах. В случае, если бизнес полностью обелится с 2025 года, то он не будет платить неуплаченные налоги, штрафы и пени за период 2022-2024. То есть период когда он применял дробление. По мнению Ряховского, амнистия позволит полностью перестроить и сохранить бизнес, ведь для этого теперь есть достаточно времени.
Старт амнистии и перенос сроков вступления ее в силу с 1 января 2025 года на 12 июля 2024-го - это позитивные факторы, считает руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов "Деловой России" Екатерина Авдеева.
"Такой перенос позволит большему числу бизнесов подпасть под нее. Поскольку амнистия не распространяется на решения налоговых органов о привлечении к ответственности за дробление, которые были приняты и вступили в силу до ее старта", - отметила она.
Эти бизнесы получили возможность выжить, так как чаще всего выплата всех доначисленных пеней и штрафов непосильна для таких компаний, резюмировала эксперт.
Однако, есть и негативные факторы, полагает Авдеева. Так, с одной стороны, получается, что бизнес, который работал до этого добросовестно и платил все налоги оказывается в неравных условиях. Недобросовестные бизнесы платили меньше налогов, создавали недобросовестную конкуренцию, а сейчас еще получили возможность избежать наказания за это.
"Данная амнистия необходима для стимулирования бизнеса к добровольному выполнению своих налоговых обязательств путем отказа от схем дробления. Она будет способствовать увеличению доходной части бюджета благодаря прекращению многими налогоплательщиками занижения своих налоговых обязательств посредством дробления", - рассказал партнер BGP Litigation Павел Кондуков.
По его словам, налоговые амнистии последних лет решали одновременно несколько задач как для бизнеса, так и государства. Так, всем известная амнистия капиталов была направлена на возвращение активов в Россию из иностранных юрисдикций без рисков привлечения к соответствующей ответственности. Она преследовала цель как увеличить доходы бюджета, так и стабилизировать банковскую систему.
"Можно также сказать, что суть налоговых амнистий в улучшении бизнес-климата в стране. То есть налоговые амнистии не предполагают освободить бизнес от налоговых долгов безосновательно", - заключил эксперт.
Государство осознает серые зоны, которые используют предприниматели, для снижения своих налоговых платежей в бюджет и дает возможность начать все "с чистого листа" при фактическом отсутствии негативных последствий для бизнеса за такой "шаг навстречу", добавил он.
В последние годы дробление бизнеса, то есть искусственное разделение одного бизнеса на несколько ИП или юрлиц для получения налоговых преимуществ стало частым явлением, отметил председатель комиссии по финансовым рынкам МГО "ОПОРЫ РОССИИ" Егор Диашов.
"С одной стороны, это позволяло предпринимателям оставаться в рамках доходов, оговоренных на упрощенных налоговых режимах (УСН), и платить льготные налоги. С другой стороны, эта практика нередко приводила к злоупотреблениям и вызывала справедливое недовольство со стороны налоговиков", - объяснил он.
Амнистия, по идее, должна внести стабильность в налоговую среду, позволяя бизнесу планировать свою деятельность, не опасаясь внезапных санкций за прошлые нарушения, уточнил эксперт.